Ламповый предусилитель riaa-фонокорректор. первый опыт

Я делал подобное устройство в первый раз и в процессе изготовления у меня возникали вопросы, ответы на которые приходилось выискивать в различных источниках. После того, как фонокорректор бы
Red-resistor.ru/library/tube/phono

Для чего нужен

В процессе записи происходит коррекция звуковых частот. Высокие частоты в этом процессе искусственно повышаются (точнее, их уровень), а низкие – наоборот, понижаются. Это необходимо для того, чтобы в процессе проигрывания игла не соскальзывала с дорожки. Также при этом происходит минимизация шумов.

Когда виниловый диск воспроизводится, то сигнал трансформируется в обратную сторону: спектральный состав восстанавливается, при этом низкие частоты повышаются, а высокие – понижаются. Общий уровень сигнала также доходит до нормы, которая необходима для линейного входа. Именно за этот процесс и отвечает фонокорректор.

Виды виниловых пластинок

Формат записи

Одной из главных характеристик виниловых пластинок является формат записи, который делит их на стерео-, моно- и квадрофонические. Монофонический винил имеет самую простую форму: на всю его поверхность наносятся одинаковые V-образные бороздки. У стереофонических пластинок левые и правые стенки бороздок имеют разный рисунок. Именно поэтому звук, который они воспроизводят, левое и правое ухо улавливают по-разному.

Жесткость

Вторым параметром виниловых пластинок является жесткость, которая делит их на гибкие и жесткие. В 1970-х гг. чаще всего использовались гибкие пластинки, известные также как Floopy-ROOM. Во вложении компьютерных журналов можно было встретить экземпляры, на которые записывался компьютерный софт. Скорость вращения гибких пластин составляла 33 1/3 оборотов в минуту, а максимальный объем – 4 Кб.

Еще одной разновидностью гибких пластин являются записи, нанесенные на использованные рентгеновские снимки, и музыкальные открытки, которые пересылались по почте в качестве памятного сувенира.

Вообще, пластинки-открытки пользовались большой популярностью среди пользователей. Они выпускались в двух видах:

  1. Односторонние круглые или прямоугольные виниловые диски. Их основой была плотная разноцветная карточка с отверстием посередине. Главными недостатками такой пластинки был небольшой рабочий диапазон и короткое время записи.
  2. Пластинки, записанные на лаковой поверхности старых фотокарточек и открыток. Их основным недостатком был небольшой срок хранения, обусловленный хрупкостью и высокой скоростью пересыхания лака. Однако благодаря простоте записи изготовить такой сувенир было под силу каждому отправителю.

Большинство пластинок, которые до сих пор в обиходе, считаются жесткими. При диаметре 17,5-30 см за одну минуту они могут совершать 45-78 оборотов.

Материалы

Изначально пластинки представляли собой цинковый диск. Далее цинк заменили эбонитом, однако из-за низкой стойкости по отношению к солнечным лучам его заменили шеллаком. При том, что толщина шеллачных пластинок составляла 3 мм, а вес доходил до 220 г, они были очень хрупкими. В некоторых случаях воспроизвести их можно было только с помощью проигрывателя, оснащенного сменной головкой и 78-ой поворотной иглой.

В дальнейшем виниловые пластинки стали производить из синтетической пластмассы, смолы, а сейчас – из полихлорвинила.

Основные особенности

Несмотря на то, что виниловые проигрыватели есть уже очень давно, за прошедшие полвека их конструкция не претерпела особых изменений. Более того, многие виниловые проигрыватели служат не по одному десятку лет и цена на некоторые модели середины-второй половины 20-го века может соперничать с современными проигрывателями. На цену винилового проигрывателя влияет много факторов и один из них – наличие или отсутствие определенных свойств. О наиболее важных я расскажу ниже.

Привод

Под данной особенностью имеется ввиду механизм вращения планшайбы. Различают три вида привода – прямой, ременной (пассиковый) и роликовый.

Прямой привод больше подходит для диджейских установок, ибо на данном типе привода можно заниматься скетчингом (вращать пластинку для искажения звука). Однако, прямой и роликовый приводы не очень подойдут ввиду большого количества передаваемой вибрации, что сильно влияет на звучание.

Наиболее популярным приводом является ременной (пассиковый) – за счет своей гибкости он “гасит” большую часть вибраций, которые возникают при работе проигрывателя и обеспечивает плавное вращение пластинки. Тем не менее, есть у данного типа привода и свой недостаток – пассик имеет свойство изнашиваться, растягиваться и необходимо будет прибегнуть к замене.

Картридж

Основной компонент любой виниловой аудиосистемы. Любой картридж состоит из иглы (которая непосредственно соприкасается с пластинкой), иглодержателя и генерирующую систему. Все это “завернуто” в корпус, позволяющий защитить внутренности. Многие аудиофилы предпочитают использовать алмазные иглы, ибо только они способны передавать кристально чистый звук и при этом обладают высочайшей износостойкостью и надежностью.

Различают два основных типа головок – ММ и МС.

ММ – головки с подвижным магнитом. В звукоснимателях с подвижным магнитом есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

МС – головки с подвижной катушкой. Данный тип головок, как и ММ, имеет схожие преимущества – малая прижимная сила, широкий диапазон частот и прочие. В случае с МС-головками (в отличие от ММ) магниты всегда остаются неподвижными, а движется лишь катушка. Это позволяет уменьшить массу механизма, а также более плавно и детально скользить по канавкам нашей пластинки. Тем не менее, данный тип головок, несмотря на свою широкую популярность, обладает одним весомым недостатком – не съемная игла. Со временем игла износится, но в отличие от ММ-головки, где ее можно заменить отдельно, МС-головку придется менять полностью, что стоит довольно серьезных денег. Особенно если речь идет про старый проигрыватель компоненты к которому найти довольно сложно.

Тем не менее, наиболее популярным типом головок являются именно МС, хотя и стоят они значительно дороже.

Тип заточки иглы


Типы заточки иглы

Наиболее популярным типом заточки является сферический (или же конический). В данном случае конец иглы имеет сферическую форму и обладает диаметром не более 15мкм. Однако, следует отметить, что основная причиная популярности данного типа обусловлена более демократичной ценой.

Если говорить о более качественных иглах, то следует отметить эллептические и гиперэллептические иглы – именно они позволят идеально снимать звук с пластинки. При этом данные типы требуют весьма точной настройки с которой едва ли справится новичок.

Другие мелочи…

Также, хорошие виниловые проигрыватели обладают антискейтингом, имеют функцию автоматического старта/остановки проигрывания (но это уже больше для удобства), поддержка разных видов пластинок и скорости вращения.

Часто обращают внимание на вес – считается, что проигрыватель менее 7кг является не очень надежным. При этом материал корпуса должен быть из дерева (особенно ценных пород), но это уже слишком далеко и походит на поговорки или приметы

Характеристики фонокорректоров

Хороший фонокорректор должен обладать следующими достоинствами:

  • Внешний блок питания. Качественный блок питания фонера не дает наводок на тракт звуковоспроизведения проигрывателя. Иногда питание осуществляют при помощи аккумуляторных батарей.
  • Поддержка МС и ММ головки. Если не планируется вкладывать серьезные деньги и покупать дорогую головку с подвижной катушкой, то можно приобрести и фонокорректор только для головки ММ.
  • Отношение сигнал/шум. В идеале усиливающее устройство должно обрабатывать сигнал, не добавляя к нему никаких собственных шумов. В реальности недорогие устройства имеют соотношение сигнал/шум на уровне 20−40 ДБ, а высококачественные приборы — не менее 100ДБ.
  • Входное сопротивление фонопредусилителя, как правило, равно 47 кОм. Но некоторые приборы имеют возможность настройки входного сопротивления. Это делается для подстройки под некоторые модели картриджей. В документации на каждую звукоснимающую головку есть описание, с каким сопротивлением фонокорректора она должна работать.
  • Входы и выходы. Имеет значение количество и качество входящих и исходящих разъемов, а также возможность их регулировки. Это зависит от того, какая аппаратура, кроме фонокорректора, будет использоваться в системе.

Производители фонокорректоров

Наиболее известные фирмы, занимающиеся производством усилителей, по мнению пользователей, выстраиваются в следующий рейтинг:

  1. Parasound
  2. Cambridge
  3. Astra Audio
  4. E4life
  5. AVE
  6. Fostex
  7. Yamaha
  8. Laconic
  9. Denon
  10. Fiio
  11. Pro-Ject
  12. Rega
  13. Nad
  14. Audio Space
  15. Magnat

Выбирая фонокорректор для проигрывателя винила, нужно обращать внимание на отзывы покупателей, на фирму-производителя, а также на предоставляемую на товар гарантию. Некоторые лампы в ламповых усилителях довольно быстро выходят из строя, это следует учитывать при выборе фонопредусилителя

Поскольку любители винила, как правило, наслаждаются не только непосредственно звуком, но и самим процессом проигрывания, установки пластинки, настройки всех приборов, чисто внешним видом всей аппаратуры, производители фонокорректоров стараются удовлетворить и эти потребности. Многие фонокорректоры, особенно ламповые выглядят как настоящие произведения искусства. Их делают в ретродизайне или, наоборот, в стиле хай-тек.

Москва не сразу строилась, можно начать сборку собственной системы проигрывания винила с покупки недорогих компонентов, по мере возрастания требований к звуку. И после накопления достаточных средств менять и докупать нужные устройства. Для экономии средств можно даже начать с покупки Б/У аппаратуры, главное, получать от всего процесса удовольствие.

Со времен окончания очередного этапа «войны форматов» в пятидесятые хороший фонокорректор, если мы говорим о действительно качественном воспроизведении музыки с винила, стал необходимостью – он не просто поднимает уровень сигнала до линейного, который может «переварить» усилитель, но и корректирует частотный спектр звучания, ибо звук на винил согласно победившему стандарту RIAA записывается весьма-таки искаженным, и усиленный «напрямую» вряд ли кому понравится.

Поэтому, обзаведясь «вертушкой» с магнитной головкой и не обнаружив на домашнем усилителе входа PHONO, фонокорректором обзавестись придется однозначно. Впрочем, даже если в проигрывателе или усилителе есть встроенный вариант, не факт, что его работа Вас устроит: часто дискретный фонокорректор приобретается как раз в погоне за качеством звука. В любом случае выбрать есть из чего – от дешевых конструкций уровня Алиэкспресса до монструозного аудиофильского оборудования, где верхний потолок цены, похоже, вообще не ограничивается. Мы же сегодня попробуем найти «золотую середину» и выбрать лучшие фонокорректоры на прилавках российских магазинов.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие полупроводниковые фонокорректоры 1 Thorens MM-008 ADC 9.8 / 10 22 750
2 Creek OBH-15 9.7 / 10 28 500
3 NAD PP 4 9.6 / 10 13 990
4 Rega Fono Mini 9.5 / 10 11 025
5 Pro-Ject Phono Box MM 9.4 / 10 5 040
Лучшие гибридные фонокорректоры 1 Vincent PHO-701 9.7 / 10 52 500
2 Pro-Ject Tube Box S2 9.5 / 10 28 000

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов). Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона

В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий