Фотопленка: какой бывает и как выбрать?

Популярные производители

Многие фотолюбители-новички ошибочно полагают, что выбирать пленку можно просто по названию марки – дескать, узнаваемый бренд потому и известен, что выпускает отличную продукцию. С одной стороны, это правда, с другой – фотография является творчеством, и однозначно лучшей фирмы быть не может. Все зависит от того, какой результат вы хотите получить на выходе, а ошибка в выборе модели может стать разочарованием даже в том случае, если вы доверились общеизвестному гиганту в отрасли. Тем не менее выделить нескольких ярких представителей все равно стоит.

Безусловным законодателем мод можно считать Kodak. Американский бренд в свое время был основан тем самым Джорджем Истменом, которого мы упоминали выше в контексте развития пленочной фотографии. История бренда насчитывает почти полтора века, что уже говорит само за себя. Компания является автором многочисленных новшеств в мире фототехники, а еще она известна своим стремлением скупать молодые перспективные стартапы в той же отрасли, благодаря чему ей принадлежит заоблачное количество патентов.

Agfa – это европейский бренд, имеющий даже более длинную историю, чем у главного конкурента, но занимающийся не только фото- и видеотехникой. Зародившись в Германии, компания быстро выбралась за пределы родной страны. Как и Kodak, этот бренд активно скупал более мелких конкурентов с претензией на успех.

«Тасма» была третьей в Советском Союзе фабрикой по производству пленки, а на сегодняшний день она является единственной на территории постсоветского пространства, где до сих пор сохранился полный цикл производства. Изготовление фотопленки, организованное в Казани, по сей день способно обеспечить потребности фотографов в фотоматериалах на любой вкус.

Как хранить?

В условиях, когда пленка понемногу продолжает уходить в небытие, многие из нас на всякий случай закупают ее про запас. А ведь материал этот довольно прихотливый – это значит, что хранить его надо в определенных условиях, ни в коем случае от них не отклоняясь. Рассмотрим, чего требует пленка ради собственной долгой жизни.

В первую очередь, для пленки нужна правильная тара – какой-нибудь светонепроницаемый футляр или контейнер. Обычно фотопленка продается в кассете или катушке – они как раз рассчитаны на длительное хранение продукта на складе или в магазине.

Но есть и другие обязательные условия, благодаря которым пленка будет храниться дольше.

Температура. И процесс фотографирования, и засвечивание, и проявка, и порча пленки – все это химические процессы. Почти любой химический процесс имеет свойство замедляться при снижении температуры. Хотите хранить фотопленку месяцами – делайте это при температуре не выше 10-13 градусов тепла, что является нормой для главного отделения холодильника. Гиганты уровня Kodak прямо указывают, что хранение возможно даже свыше полугода, но тогда надо положить кассету в морозилку, где будет хотя бы -18.

Типы фотопленки представлены в следующем видео.

Форматы

На сегодняшний день существует несколько форматов фотопленки, пользующихся различной степенью популярности.

  • Узкоформатная, тип 135. Самый популярный формат с длиной кадра 36 мм при высоте 24 мм. Такая пленка снабжена боковой перфорацией для более точной перемотки, чаще всего реализуется кассетами по 36 кадров, хотя бывают кассеты и поменьше. Профессиональные разновидности могут продаваться большими рулонами, которые фотограф нарежет для кассет самостоятельно.
  • Средний формат, он же тип 120 или рольфильм. Перфорации у такой пленки нет. Ее размер стандартный – при ширине 56 мм длину она имеет около 70 см. Четкого определения количества кадров она не имеет, потому подходит для разных стандартов камер и может делать снимки высотой 42.5, 56 или 70 мм, соответственно, в разном количестве. Чаще всего на такую пленку делают квадратные фотографии, которых выходит по 12 на рулон.
  • Широкоформатная пленка продается только листами, она нужна для камер большого формата. Встречается очень редко. Один лист равен размеру итогового кадра, например, 9 на 12 или 13 на 18 см.

Вышеописанный перечень форматов не является исчерпывающим – в разные годы и для специфических нужд выпускались и другие стандарты подобной продукции. Среди особых стандартов можно вспомнить еще тип 110 или особую разновидность типа 135 с размером кадра 24 на 32 мм, который был необходим для некоторых советских фотокамер (например, «Весны»). Во всех случаях отталкиваться надо не только и не столько от типоразмера пленки (хотя без этого никак), сколько от дополнительных характеристик, таких как светочувствительность, разрешение, зернистость и многое другое.

Особенности

В первую очередь стоит определиться, зачем вообще вам фотопленка в век цифровой фотографии. Возиться с ней придется намного больше, нежели с «цифрой» – вы либо должны уметь самостоятельно ее проявлять (и иметь для этого соответствующие условия), либо постоянно сдавать отснятые пленки на проявку, куда-то для этого ездить, платить за это деньги, ждать. Считать кадры, в конце концов. С такими сложностями многих искренне удивляет, почему пленка для фотоаппаратов до сих пор «жива».

Фотографирование на пленку – это разновидность искусства. Это как рисование – появление фотографии ведь не убило ни карандашный рисунок, ни акварель.

Кроме того, есть и чисто практический момент. Дело в том, что многие пленочные камеры от известных производителей делались на века, но с появлением «цифры» стали не нужны своим хозяевам. Теперь они продают фотоаппарат за ненадобностью, а потому за бесценок. При этом сам агрегат может быть профессионального уровня – с таким в свое время ходили топовые фотографы планеты, чьи работы печатались на обложках журналов. Но потомки не хотят возиться с пленкой и отдадут камеру за копейки, чтобы она принесла хоть какую-то пользу.

При этом пленку, в отличие от пленочных фотоаппаратов, все еще продолжают выпускать довольно интенсивно. Для фотографа это гарантия, что он не останется без любимого занятия в ближайшие годы. В зависимости от собственных потребностей он может выбирать не только разные камеры и объективы к ним, но и разную фотопленку, которая различается по составу, текстуре, чувствительности.

Какую выбрать?

Как вы уже поняли, пленка способна давать качество не хуже, а то и заметно лучше многих цифровых фотоаппаратов, но для этого ее нужно правильно выбрать

При выборе пленки для старого пленочного фотоаппарата классического типа или полароида с мгновенным проявлением снимков надо обращать внимание на некоторые критерии, которые помогут избежать ошибок и получить наиболее качественные снимки

Формат. Наиболее популярные форматы мы рассмотрели выше. «Неродной» формат просто не подойдет к фотокамере, которая с ним не работает, потому этот критерий первичен – ошибившись, вы зря выбросите деньги.

История

Первые фотографии – дагерротипы – появились ближе к концу первой половины позапрошлого века. По сути, с современной фотографией их объединяет только то, что изображение формировала машина, а не человек; процедура занимала несколько часов, а вместо пленки использовалась медная пластинка. Изобретение, каким бы «кривым» оно ни было в нынешнем понимании, быстро завоевало умы человечества, и лучшие инженеры начали искать пути развития технологии. Как результат, появлялись и исчезали альтернативные варианты фотоматериала, делая изображение все более качественным, а процесс – все более быстрым.

Первым изобрел рулонную пленку и фотокамеру к ней поляк Леон Варнерке, но случилось это в России – в Санкт-Петербурге. Технология, представленная им в 1875 году, предполагала использование коллодионной эмульсии, нанесенной на бумагу и закрепленной на ней гуммиарабиком. После проявления эмульсия с полученным изображением переносилась на стекло. В принципе, ту же технологию использовали на протяжении двух-трех десятилетий до этого, вот только эмульсия наносилась сразу на стеклянные фотографические пластинки, которые заряжали в фотоаппарат.

В 1882 году ростовский изобретатель Иван Болдырев предложил некую «смоловидную ленту», которая, по мнению некоторых тогдашних ученых и журналистов, хорошо подходила для фотографии. Автор изобретения, несмотря на его потенциальный успех, не мог найти денег на промышленный выпуск такой пленки, никто из инвесторов этим тогда не заинтересовался, а ни один из сохранившихся источников при всем интересе к «ленте» не описывает процедуру ее изготовления, так что технологию можно считать утерянной.

В последующие десятилетия количество вариантов пленки только увеличивалось. В 1885 году Джордж Истмен запатентовал эмульсию из желатина и серебра на бумажной основе – такие фото, правда, все равно потом переносили на стекло. В 1889 году место бумаги заняла прозрачная основа из целлулоида.

Первые фотопленки, конечно, были сугубо ортохроматическими – их можно было бы назвать черно-белыми, но правильнее говорить, что они были чувствительными к сине-фиолетовым или желто-зеленым оттенкам. Оптимально реагировать на красный участок спектра, даже в условном черно-белом исполнении, пленка «научилась» только в 1905-1907 годах, но новое изобретение поначалу стоило очень дорого, а потому использовалось редко.

Несмотря на свою историю, которая к тому моменту уже насчитывала несколько десятилетий, пленка реально начала теснить фотопластинки только в 1920-х годах. Лишь к этому моменту начали появляться сравнительно компактные фотокамеры, которые можно было носить с собой без особого труда, и это была сущая находка для репортеров.

К этому моменту инженеры уже решили главные недостатки тогдашней пленки – она перестала неконтролируемо скручиваться и уступать конкурентным пластинкам в светочувствительности. Пленка была намного легче, ее можно было носить с собой в большом количестве, она не боялась ударов, а перемотать на следующий кадр можно было почти мгновенно, тогда как замена пластинки была долгой и сложной.

В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с запуском фабрик по производству кинопленки. Режим нуждался в собственных кинохрониках для пропаганды коммунизма, потому о производстве пленки задумались быстро, наладив ее выпуск в городах Шостке и Переславле-Залесском.

Обзор видов

Разнообразие пленки позволяет фотографу экспериментировать с изображением на уровне, превышающем настраиваемые возможности большинства современных цифровых камер. Рассмотрим основные разновидности (черно-белые и цветные пленки) подробнее.

Черно-белые

Классические ЧБ-пленки дают монохромное изображение – оно необязательно строго черно-белое, а может быть представлено, допустим, в красном спектре, однако присутствия «посторонних» цветов не допускает. Как правило, пленки с конкретно черно-белой картинкой так и называют – черно-белыми, тогда как все остальные называют просто монохромными – с указанием спектра, в котором они снимают.

Классическая ЧБ-пленка фиксирует изображение на слой серебра, монохромная – на слой красителя. На сегодняшний день черно-белая пленка, как правило, бывает только профессиональной – любители такой давно не пользуются.

Цветные

Пленки цветного сегмента отличаются способностью фиксировать все цвета фотографируемых объектов – в результате изображение выглядит по цветовой гамме примерно так же, как и в реальности. Глобально их можно разделить на 3 основных класса, которые, кстати, характерны и для черно-белой продукции.

Негативная. На такой пленке изображение отображается как бы зеркально – светлые места выглядят темными объектами и наоборот. При цветном фотографировании цвета тоже меняются местами – голубой становится красным, зеленый пурпурным и наоборот. Став негативным в момент съемки, в процессе фотопечати изображение инвертируется обратно.

Столь сложная процедура остается актуальной потому, что именно такой тип пленки обеспечивает максимальную фотографическую широту, то есть оптимально передает диапазон яркостей. Это наиболее востребованный и популярный тип пленки, он позволяет немного подредактировать фото на этапе проявки и многократно распечатывать фотографию с одного негатива.

Нужно также отметить, что бывают специальные виды пленки, которые определенный тип невидимого излучения могут передавать тем или иным цветом. К таковым относится, например, инфракрасная фотопленка, показывающая тепловое излучение в желто-красных тонах, а его отсутствие – в зелено-синих.

Свема ФН 64.

Проявляется в ручную.
Мелкозернистая плёнка. Даёт резкое изображение. 

Тогда сам ещё не проявлял плёнку. И отдавал сканить знакомым на планшетном сканере со слайд-адаптером. Оптимальное время проявки составило 8 минут. Экспонировал её как 64ед. Удивительно, но за более, чем 10 лет, она практически не села.Ещё можно посмотреть в посте снимки с более залежавшейся плёнки Свема 64.Снимал все кадры на Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0.

Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Свема фн 64 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий