Как выбрать студийные наушники

Для чего нужны наушники в современной радиостудии или студии звукозаписи, каким производителям доверяют профессионалы и на какие параметры наушников следует ориентироваться при их выборе? Попытаемся найти ответы на все эти вопросы
Арматурные наушники - что это, отличие от динамических, какие лучше

Что влияет на качество звука в наушниках

Чтобы купить наушники, отвечающие всем запросам, определитесь, где именно вы будете их использовать — дома или на улице. Для домашней эксплуатации подходят габаритные полноразмерные модели с длинным кабелем, а для прогулок и путешествий — компактные портативные устройства, желательно поддерживающие Bluetooth-соединение нового поколения.

Тип конструкции

Полноразмерные аксессуары с охватывающими уши амбушюрами могут иметь один из трех типов акустического оформления:

  • Открытые — пропускают воздух и внешний шум через широкие отверстия в чашках, транслируют естественный объемный звук и расширяют звуковую сцену.
  • Закрытые — не имеют выходных отверстий, поэтому обеспечивают пассивную изоляцию и позволяют сосредоточиться на аудиозаписи и прослушивании.
  • Полуоткрытые — с небольшими дырочками или механизмами регулировки «открытости». Объединяют в себе все достоинства открытых и закрытых экземпляров.

К портативным устройствам относятся вкладыши, вакуумные и накладные наушники.

Вкладыши, размещающиеся во внешнем ухе, востребованы у людей, которые слушают музыку со смартфона и не ждут премиального звучания — здесь их рассматривать нет смысла.

Вакуумные, вставляющиеся в слуховой канал, создают мощный барьер для окружающего шума и могут удивить чистыми высокими частотами и глубокими, бьющими в созданном вакууме басами.

Накладные наушники передают громкий и напористый звук с внушительным частотным диапазоном. Впрочем, по размерам они ближе к охватывающим конструкциям, так что их портативность — условная.

Если собираетесь носить наушники по несколько часов в день, в них должно быть комфортно. Поэтому обязательно примерьте модель, убедитесь, что она легкая, не сдавливает голову и не натирает уши.

Как выбрать амбушюр для наушников

При покупке амбушюров уделяйте внимание не только техническим параметрам, внешнему виду, но и тому, как они сидят – это самое главное

Важно оценить качество исходящего звука, уровень шумоизоляции и комфорт при прослушивании. К сожалению, подобрать детали наушников можно только путем проб и ошибок

Примерка займет 10-15 минут, зато результат порадует

К сожалению, подобрать детали наушников можно только путем проб и ошибок. Примерка займет 10-15 минут, зато результат порадует.

Материал изготовления

Сменные амбушюры для наушников делают из разнообразных материалов:

  1. Силиконовые – долговечные и не очень дорогие. Из этого материала производят премиальные и обычные накладки. Приспособления из силикона блокируют внешний шум, но немного искажают звук.
  2. Пенные – обеспечивают комфорт, шумоизоляцию. Эти аксессуары дороже, не так долговечны и требуют регулярной замены. Пористый материал быстрее загрязняется, а почистить его непросто.
  3. Кожаные – встречаются в топовых моделях. Плотная кожа обеспечивает хорошую шумоизоляцию. Есть один минус – от амбушюров потеют уши. Встречаются накладки из перфорированной кожи, которые не провоцируют парниковый эффект.
  4. Из искусственной кожи – на вид материал похож на натуральный, стоит недорого, хорошо справляется со звукоизоляцией. Вкладки из него отличаются качеством. Экокожа «дышит» как натуральная, тогда как дешевый заменитель – нет.
  5. Велюровые – эргономичный вариант. Очень нежный материал, не вызывает никаких негативных ощущений. Велюр отлично поглощает звук, гасит низкие частоты. Амбушюры из него выглядят роскошно, только по практичности уступают кожаным. Замена насадок требуется уже через год использования.
  6. Поролоновые – встречаются на бюджетных накладных моделях. Материал непрочный, даже если обработан специальной пропиткой.

Размер и форма

Амбушюры для вакуумных наушников выпускаются в нескольких вариантах:

  • Стандартные – самый распространенный тип. Это вкладыши с жесткой сердцевиной и мягкими лепестками. Все, что потребуется, – лишь подобрать нужный размер.
  • Двухфланцевые – оснащены двумя парами лепестков, которые отличаются по диаметру. За счет этого достигается хорошее качество воспроизведения и шумоизоляции. Двухфланцевые насадки подходят не всем. Такие накладки не очень удобные и при долгом прослушивании вызывают чувство дискомфорта.
  • Тройной фланец – логическое продолжение предыдущего типа. Преимущества у вкладыша те же, а вот недостатки выражены ярче. При неправильной посадке три лепестка мешают комфортному прослушиванию музыки.
  • Якоря (Wingtips) – это не совсем амбушюры, а некий дополнительный способ фиксации наушника. Якоря идут в комплекте со стандартными насадками. Чаще используются в спортивных вакуумных моделях, где вопрос удержания стоит на первом месте.
  • Сделанные на заказ (Custom) – самые дорогие. Их создают по точному слепку ушной раковины клиента. Такие накладки имеют идеальную посадку, дают отличную шумоизоляцию.
  • Пенные с эффектом памяти (Comply) – накладки из мягкого материала принимают форму ушного канала, чем обеспечивают комфорт при прослушивании. Шумоизоляция у таких насадок тоже на высоте. Пенные амбушюры цельные, без «елочной» структуры.

Каждый тип отличается по глубине посадки, диаметру лепестков и их форме. Чтобы подобрать нужную пару, пробуйте несколько вариантов. При покупке наушников выбирайте те, что укомплектованы 2-3 размерами амбушюров – это облегчит жизнь. Помните, идеальный размер – тот, при котором наушник плотно сидит и не выпадает из уха при поворотах головы.

Какие типы наушников существуют?

Есть и другие способы деления наушников между собой, но там и так все понятно. Например, не стоит объяснять, что такое ”проводные” и ”беспроводные” наушники. Хотя, стоит отметить, что чем выше версия Bluetooth для беспроводных наушников, тем выше будет качество звука и дальность работы. Самые дорогие модели комплектуются Bluetooth 5.0, но его можно встретить и в более доступных моделях. Естественно, для их полноценной работы смартфон тоже должен поддерживать этот протокол.

Если вдаваться в глубокие подробности, можно найти еще 100500 характеристик наушников, но надо понимать для чего они нужны. Для прослушивания каждый день вполне подойдут динамические драйверы в любом корпусе. Если хочется заморачиваться с несжатыми форматами, прогревом и прочим аудиофильством, надо вникать в этот вопрос. Если такого желания нет, можно просто купить наушники в ближайшем супермаркете. Но перед покупкой лучше протестировать наушники. Найти магазин, где такая возможность есть, как правило, не составляет труда.

Среди обычных массовых потребительских наушников правило ”дороже — значит лучше” в целом работает. Только помните, что переход на более дорогие наушники односторонний. Вы просто не сможете потом вернуться и будете всегда покупать что-то получше. Так и аудиофилом стать недолго.

Изодинамические наушники. Возвращение из забытья

Давным давно, в далекой галактике в бородатые 70-е годы не менее бородатые и многоумные аудио-инженеры в очередной раз задумались над бренностью бытия и тупиковостью дальнейшего развития наушников со стандартными динамическими излучателями. Обеспечить очередной качественный скачек уровня звучания таких излучателей с тогдашним уровнем технологий оказалось задачей практически невыполнимой. Так началась историй наушников с планарными, или же изодинамическими излучателями.

Принцип, заложенный в основу изодинамических драйверов, является близким идейным родственником электростатических излучателей. Тот же “бутерброд” из двух решеток-статоров и сверхтонкой/сврехлегкой мембраны, натянутой между ними. Казалось бы, все то же самое.

аппаратное строение изодинамического излучателя

Однако на практике все обстоит несколько иначе. Дело в том, что, в отличие от электростатического родственника, здесь проводником аудио-сигнала является сама мембрана, а не решетки-статоры. Последние в таком излучателе служат лишь для создания управляемого магнитного поля. Их магнитные дорожки идеально совмещаются с таковыми на мембране. И, при колебаниях последней, могут либо создавать магнитное поле, либо не проводить ток. В зависимости от того, какое колебание мембране нужно совершить в данный момент.

принцип работы планарного излучателя на примере OPPO PM1

Контроль и скорость колебаний мембраны находятся на сопоставимом с показателями электростатических излучателей уровне. Чего однако не скажешь о детализации. Виной тому относительно малое число токопроводящих дорожек, накладывающих “дискретные” ограничения и определенную темпбральную окраску на звук. Но в любом случае, такие излучатели способны обеспечить недостижимый для обычных динамических головок уровень звучания. Естественные, не режущие ухо верха. Насыщенная середина. И очень точная передача НЧ. Единственным их существенным техническим недостатком является относительно низкая чувствительность, продиктованная большой протяженностью токопроводящих дорожек. А стало быть, повышенные требования к качеству и мощности усилителя достались “изодинамикам” в наследство от электростатических старших братьев в неизменном виде!

HiFiMAN EF6. Показательный пример качественного усилителя для планарных наушников

 В свою очередь высокоточный и мощный усилитель для наушников сам по себе является удовольствием не из дешевых как в изготовлении, так и для конечного потребителя. А точность производства, необходимая для создания пары излучателей с максимально приближенными друг к другу характеристиками (чувствительность, импеданс и т.д.), оказалась для 70-80-х годов просто космической.Потому до недавнего времени это перспективное направление в аудиотехнике пребывало в вынужденном забвении.

Амфитон ТДС-15. Сегодня такой АЧХ пугают детей

Однако, как все мы знаем, все новое – это хорошо забытое старое. Потому, благодаря кардинальным переменам полутора последних десятилетий в всем, что касается точности производства, изодинамическая технология получила вторую молодость. После 2010-го года компании, специализирующиеся на наушниках такого рода, стали множиться как грибы после дождя. В гонку аудио-вооружений вступили как китайские, так и американские производители. Даже некоторые компании, изначально специализирующиеся на смартфонах, решели опробовать себя на новом поприще.

Однако, несмотря ни на какой технический прогресс и повышение точности производтства, некоторые врожденные недостатки изодинамических наушников так никуда и не делись. А именно – очень высокие требования к усилителю и столь же высокая стоимость. Да, по большей части она продиктована агрессивным маркетинговым позиционированием таких наушников в качестве Hi-End решений, что далеко не всегда соответствует истине. Но сути дела это не меняет. Абсолютному большинству меломанов до сих пор остается лишь надеяться на постепенное снижение цен и “очеловечивание” рынка планарных наушников. А до тех пор абсолютной власти стандартных динамических излучателей ничто не угрожает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Внутриканальные наушники

Чаще всего вставные наушники путают с внутриканальными, получившими народное название «затычек» или «вакуумных». Внутриканальные наушники (IEM – In-Ear-Canalphone) устанавливаются прямо в ушной канал. Их посадка в человеческом ухе значительно глубже, чем у вставных наушников.

Конструкция внутриканальных наушников также позаимствована из достижений в области медицины, а прародителем этой категории аудиоустройств стали слуховые аппараты и наушники-мониторы, успешно используемые музыкантами на сцене уже более 20 лет.

Главное отличие внутриканальных наушников от вставных заключается в улучшенной герметизации и концентрации звука. Использование мягких амбушюров позволяет максимально изолировать воспроизведение музыки от посторонних шумов и снизить уровень амплитудных искажений мембраны за счет увеличения звуковой площади.

Еще одной отличительной чертой внутриканальных наушников является наличие широкого ассортимента насадок. Одним словом, видите наушники с характерной мягкой насадкой-носиком – можете быть уверены, что перед вами представитель внутриканальных наушников.

Больное место внутриканальных наушников – передача высокого диапазона частот, проигрывающая гулкому и мясистому басу.

Вывод: вставные наушники или «вкладыши» и внутриканальные наушники – «затычки» – это два разных типа наушников, относящихся к одной категории внутренних ушных наушников.

Электростатические (Электретные)

Наушники, относящиеся к категории устройств класса Hi-End. Вы не встретите их в магазинах бытовой электроники, их нет в широкой продаже. Все из-за высокой стоимости, нижний предел которой составляет 2,5 – 3 тысячи долларов.

Принцип работы электростатических наушников заключается в использовании тончайшей мембраны, расположенной между двумя электродами. Под действием высокого тока мембрана приходит в движение и создает звуковые колебания. Электростатические наушники обладают самым качественным звуком, практически лишенным искажений. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие внушительного по размерам усилителя.

Sony

Среди лучших производителей наушников для музыки почетное место занимает Sony. Созданная в 1946 году токийская компания TTK, специализирующаяся на выпуске профессиональной и промышленной электроники, позднее была переименована в Sony и приобрела транснациональный масштаб.

В 1979 году Sony выпустила накладные наушники MDR–3 для музыкального плеера Walkman. Компактные и легкие, с поролоновыми амбушюрами, они стали первой, и весьма удачной, ласточкой компании в этом направлении. В 1995 году, разработчики представили первые вкладыши с элементами шумоподавления

Они отличались высоким уровнем комфорта, что привлекло к ним внимание миллионов покупателей со всего мира

Взгляните на этот рейтинг лучших наушников с шумоподавлением и подберите себе идеальную пару, чтобы попрощаться с шумными поездками на работу и путешествиями под саундтрек из плачущих детей, чужих разговоров и автомобильных клаксонов.

2011 год стал знаковым для любителей звука формата 3D. Sony создает первые наушники с объемным звуком – MDR-DS7500. Внутри корпуса были размещены звуководы с разнонаправленными каналами, создающими трехмерный аудиопоток.

Сегодня флагманом от Sony являются высокочастотные MDR-27 – полноразмерные, проводные, с закрытыми амбушюрами. Поддержка диапазона высоких частот от 4–х Гц до 100 КГц, мощные драйвера, с инновационными излучателями делают из этой модели акулу звука на рынке аудиоустройств. Правда, цена у них с соответствующим прикусом – 61950 рублей.

Для любителей бренда представляем обзор наушников Sony MDR-XB950B1, где мы постарались рассмотреть их основные характеристики, плюсы и минусы.

Итак, как же выбрать наушники?


Как выбрать наушники

Однозначно, мы хотим слушать любимую музыку в долгих путешествиях на работу или с работы.

Все же, если выбирать тип конструкции, то накладные, могут оказаться слишком массивными, а внутриканальные – изолируют от дороги.

Выбирайте сами hands-free или аудиофильские. Динамические наушники более популярны, но если удастся найти гибридные – это будет хорошо, качество звука в таких – лучше. Выбирайте воспроизводимый диапазон от 5 до 45000 Гц, также нужно учитывать и мощность подачи звука, и сопротивление наушника.

Обязательно стоит воспользоваться встроенным программным обеспечением, ведь это упрощает пользование наушниками, но придется изучить инструкцию, чтобы грамотно пользоваться всеми кнопками.

Теперь смело можно выбирать наушники по душе. Также, пользуясь данным материалом, можно подобрать наушники и для других целей.

1. АЧХ наушников

АЧХ наушников – амплитудно-частотная характеристика. Её не упоминают на коробках, но именно с неё стоит начинать. Если «по-простому» – это график зависимости громкости от частоты. На графике ниже расписано, какие частоты относятся к басу, середине и так далее. А зелёная линия сверху – это и есть АЧХ.

АЧХ показывает тональный баланс наушников, будут ли они «тёмными» (с акцентом на НЧ и нижнюю середину, с спадом на ВЧ), «светлыми» (наоборот – ВЧ без спада, подъёмы на верхней середине), а то и «яркими» (подъём на верхней середине и, может быть, подъём на высоких).

Именно из АЧХ берётся частотная характеристика наушников, по которой так любят определять качество наушников. Границы диапазона частот – это окончательные спады АЧХ по обеим сторонам.

Sennheiser HD 800s АЧХ

Если не ударяться в психоакустику (хотя для достоверности надо бы, ведь восприятие звука у всех разное: кому-то одни и те же наушники кажутся яркими, а кому-то – вполне приятными, но это отдельная огромная тема), то можно представить процесс выбора наушников с помощью АЧХ так.

Как выбрать наушники по характеристикам АЧХ

  • Выбираете некий круг наушников, которые вам интересны (по отзывам, описаниям, бюджету и прочему), к примеру из лучших мониторных моделей.
  • Определяетесь, какой звук хотите получить, какой почерк больше нравится. Басовый, для вокала, для классики и так далее.
  • И, наконец, смотрите на АЧХ. Нужны басовые – ищите с подъёмом на мидбасе и поздним спадом на нижнем басе. Нужны наушники для вокала, смотрите середину: чтоб была без больших подъёмов и провалов. Любите высокие – смотрите на поздний спад на верхах и более-менее ровный участок в том диапазоне. И так далее по вкусам.

Sennheiser HD 800s

Стоит отметить два нюанса:

  1. Резкие и узкие (по горизонтальной оси) пики могут быть дефектом измерительного стенда, они редко означают реальные перепады. Это касается именно очень узких пиков и спадов.
  2. На самых высоких частотах АЧХ всегда волнистая. Это нормально, зависит от особенностей стенда. По большому счёту, от посадки наушников она меняется примерно так же. Главное, чтоб не было широких «впадин» или «холмов».

Meze 12 Classics. График АЧХ есть в прилагаемой документации

А где вообще найти АЧХ наушников, если, как упомянуто выше, на коробке её чаще всего нет? Вообще, иногда есть. Иногда может быть в документации внутри коробки. Или на сайте производителя. Но зачастую (особенно для неаудиофильских моделей) производитель не делится АЧХ.

Зато многие ресурсы, занимающиеся тестами и обзорами наушников, имеют свои измерительные стенды, и выкладывают АЧХ для проверенных моделей. У нас в рейтингах и обзорах тоже можно найти АЧХ для интересующих наушников. Мы перелопатили интернет за вас.

  • ТОП-10: Лучшие наушники для компьютера
  • ТОП-5: Лучших наушников для ноутбука

Основные отличия между динамическими и арматурными наушниками

Конструктивно арматурные наушники состоят из катушки, подвешенной между двумя магнитами. Когда на нее подается ток, возникают электромагнитные колебания, арматура может колебаться с частотой до 1000 раз в секунду. Эти колебания улавливаются мембраной, которая подсоединена к арматуре. В результате происходит преобразование электромагнитных колебаний в звуковые волны.

Метод преобразования одних волн в другие лучше всего подходит для определенных частотных диапазонов. По сути, можно разделить звуковой сигнал на несколько частотных полос. Эти полосы могут быть отправлены на несколько драйверов. Вот почему во внутриканальных наушниках часто используются сразу по несколько драйверов, чтобы общий диапазон частот получился гораздо шире. Но вместе с драйверами требуется установка специальных фильтров. Когда драйверов и фильтров много, появляются фазовые искажения. Однако самые новые технологии позволяют сегодня прибегать к помощи всего одного драйвера.

В отличие от арматурных, которые дают более точный звук в более узких частотных диапазонах (воспроизведение речи человека), динамические драйверы эффективны, когда нужен широкий охват частот. В них так же звуковая катушка прикреплена к диафрагме и тоже, когда ток подается через драйвер, катушка, расположенная между двумя магнитами, генерирует колебания, поступающие на диафрагму. Воздух, проходящий через динамический драйвер, способствует появлению более качественных басов и дает связанный по характеру, естественный звуковой поток (воспроизведение музыки). Арматурные излучатели, наоборот, хороши, когда требуется вычленение звуков.

Пример внутриканальных наушников с динамическим драйвером – Sennheiser IE 80.

Что означает «импеданс»

Что такое импеданс? Импеданс наушников – это сопротивление. Но не то сопротивление, которое чаще всего указано на упаковках и страницах товара под соответствующим названием. Производители наушников, распространяя свою продукцию, обычно указывают в документах активное сопротивление гарнитуры. Активное сопротивление также носит название «резистивного». Указание на импеданс прибора иногда бывает сложно найти.

Совокупность реактивного и активного дает полное сопротивление. Называется оно «импеданс». Напряжение на выходе появляется, когда сила бегущего по устройству тока наталкивается на сопротивление наушников. Когда происходит взаимодействие силы тока и напряжения, можно говорить о мощности прибора.

На что влияет сопротивление? Полное сопротивление, или импеданс, определяет чувствительность наушников. Чем ниже сопротивление, тем выше чувствительность. Низкая чувствительность образуется при высоком сопротивлении. Количество расходуемого электротока тоже зависит непосредственно от сопротивления.

Зная, что такое импеданс и зачем он нужен, можно определить, как много требуется аудиоустройству энергии для того, чтобы транслировать качественный и достаточно громкий звук. Для профессионального оборудования требуются приборы со значительным сопротивлением. Поскольку из профессиональной аппаратуры исходит очень высокое напряжение, обычные наушники с ним не справятся. Для обычных устройств звуковоспроизведения подходит среднее значение импеданса в диапазоне 120-150 Ом. Устройства карманного типа, смартфоны и всевозможные плееры – имеют очень низкое напряжение на выходе, потому они требуют низкоомных наушников. Оптимальные значения – от 16 до 40 Ом.

Импеданс 32 ом – что это? Это среднее значение импеданса для низкоомных наушников. Если вы не знаете, высокоомный или низкоомный девайс требуется для вашего устройства, попробуйте послушать звук на средних значениях Ом. Это поможет установить середину и понять, в какую сторону лучше сдвигать значения Ом в наушниках.

Мифы и правда, о динамиках

Основа конструкции любого типа наушников – это динамик и большинство мифов имеют отношение именно к ним.

Внутриканальные модели звучат хуже полноразмерных. Это убеждение связанно с малыми размерами динамиков в наушниках – пользователи убеждены, что малый размер не способен выдать качественный звук. Вспомните, что мы писали выше о мембранах – под воздействием магнитного поля они приходят в движение и степень их упругости определяет качество звука, возможные искажения и чувствительность. Поэтому мембраны должны обладать жесткостью и при этом быть очень легкими.

А теперь представьте, как поведет себя мембрана аналогичной толщины в больших динамиках – она потеряет жесткость и будет громоздкой, а это приведет к возможным искажениям и долгим затуханиям звука. Чтобы избежать этих явлений, для увеличения жесткости производители наносят на большие мембраны тончайшие металлические покрытия из легкого титана или бериллия. Но это приводит к следующему негативному проявлению – увеличивается вес и чтобы заставить мембрану колебаться требуется увеличить мощность, а это для носимой гарнитуры не всегда хорошо.

Конечно, если взять полноразмерные наушники с большими динамиками, обладающими достаточной жесткостью и обеспечить подачу достаточной мощность от источника, они буду звучать лучше, но не забывайте, мы говорим о небольших портативных гарнитурах, которые в большинстве подключены к смартфонам.

Чем больше динамики наушников, тем шире частотный диапазон. Этот миф тщательно культивируется производителями гарнитур указывающих широчайшие диапазоны, воспроизводимые большими динамиками и продающих их за повышенную стоимость.

Пример. Возьмем наушники с динамиками 70 мм и диапазоном 5Гц-120кГц. Все частоты присутствуют, но мембрана передает звук свыше 30 кГц как незначительные искажения и никакой звуковой информации в таких высоких частотах не содержится. Мы уже писали в одной из наших статей, что человеческое ухо не способно слышать звук, выходящий из диапазона 20Гц-20кГц, поэтому расширенный диапазон просто бесполезен – его не слышно. А спектр частот доступный нашему уху способен охватить динамик любого размера.

Динамики наушников одного размера, но разных производителей звучат одинаково. Это совершенно неверное убеждение, которое мы так же рассматривали в статье о характеристике звука. Для проверки недостоверности этого мифа достаточно проверить разные наушники на одной и той же мелодии и с равными настройками громкости.

Дорогие наушники известных брендов лучше. Отчасти это соответствует действительности т.к. известные производители, заработавшие солидную репутацию, не станут изготавливать некачественные товары с плохими характеристиками. Но с другой стороны цены на известные бренды порой неоправданно завышены и покупатели переплачивают просто за известное имя. Вполне возможно найти надежные гарнитуры с высоким качеством звучания и по меньшей стоимости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий