Магнитофоны 80-90-х годов

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Обзор типов

Естественно, с развитием индустрии и соответствующих технологий производители начали предлагать потенциальному потребителю разные виды кассет. Их главным отличием была магнитная лента, от которой напрямую зависело качество записи и воспроизведения звука. В итоге на рынке появились 4 типа кассет.

Type I

В данном случае речь идет о применении в процессе производства различных оксидов железа. Кассеты этого типа появились практически с первых дней и активно эксплуатировались до заката индустрии. Они являлись своеобразной «рабочей лошадкой» и использовались как для записи интервью, так и для музыкальных композиций. В последнем случае требовалось качество соответствующего уровня. Исходя из этого разработчикам приходилось искать порой нестандартные решения.

Type II

В поисках способов максимального повышения качества записи и воспроизведения специалисты DuPont изобрели магнитную ленту, созданную на основе диоксида хрома. Впервые подобные устройства появились в продаже под маркой Basf. После этого создатели технологии продали права на производство фирме Sony. В итоге другие японские производители, в числе которых Maxell, TDK и Fuji, вынуждены были начать активный поиск альтернативных решений. Результатом трудов их специалистов стала пленка, при производстве которой использовались частицы кобальта.

Type III

Данный тип аудиокассет поступал в продажу в 70-х годах и выпускался компанией Sony. Главная особенность пленки заключалась в нанесении на оксид железа слоя оксида хрома. Формула, получившая название FeCr, не оправдала ожиданий, и уже в начале 80-х компакт-кассеты Type III практически полностью исчезли.

Type IV

Добиться выдающихся результатов разработчики смогли за счет нанесения слоя из частиц чистого железа непосредственно на пленку. Однако ленты подобного вида потребовали создания специальных магнитофонных головок. В результате появились новые типы устройств, в число которых вошли аморфные, сендастовые и другие головки для записи и воспроизведения, изготавливаемые из магнитных материалов.

В рамках активного развития кассетной индустрии все компании-производители постоянно работали над созданием новых составов и способов их нанесения. Однако труд разработчиков регулировался существующими стандартами. С учетом всех нюансов на устройствах воспроизведения и записи появились специальные регуляторы и опция «Fine BIAS tuning». Позже оборудование оснащалось полноценными системами калибровки, позволяющими в ручном или же автоматическом режиме изменить настройки с учетом типа магнитной ленты.

История

История кассет для магнитофона берет свое начало в 60-ых годах прошлого столетия. В период с 70-х по 90-е годы они являлись практически единственным и, следовательно, наиболее распространенным носителем звуковой информации. На протяжении минимум двух десятков лет на аудиокассеты записывали музыку, учебные материалы, поздравления и другие аудиофайлы. Помимо этого, магнитофонные кассеты активно использовались для записи компьютерных программ.

Данные носители очень широко применялись при изучении иностранных языков. Кассеты, выполняя те или иные задачи, использовались практически во всех сферах и отраслях. Это продолжалось до тех пор, пока в 90-х годах XX столетия не появились первые компакт-диски. Эти носители в рекордно короткий срок сделали аудиокассеты историей и символом целой эпохи.

Первая в истории индустрии компакт-кассета была представлена широкой публике компанией Philips в далеком 1963 году. Спустя всего один год в Германии эти носители уже выпускались массово. Формату удалось в рекордно короткие сроки покорить мировой рынок по двум основным причинам.

  • Получить лицензию на производство кассет можно было абсолютно бесплатно, что сделало саму продукцию дешевой и максимально доступной.
  • Еще одним неоспоримым плюсом кассет стала возможность не только прослушивать, но и записывать звуки. Именно по этой причине они очень быстро вытеснили с мирового рынка таких своих конкурентов, как многодорожечные картриджи и кассеты DC International.

В 1965 году Philips запускает производство музыкальных аудиокассет, а спустя год они уже были доступны американскому потребителю. Запись звуков на первые кассеты, как и их прослушивание, осуществлялись при помощи диктофонов

Кстати, стоит акцентировать внимание на главном недостатке первых кассет марки Philips. Речь в данном случае идет о низком качестве записи и воспроизведения

Несомненно, рекордное развитие кассетной индустрии было обусловлено эволюцией соответствующих устройств, предназначенных для их прослушивания. Вряд ли кассеты получили бы такое распространение, если бы магнитофоны и диктофоны под них не стали доступными рядовому покупателю. Кстати, на тот момент бесспорным лидером среди производителей стационарных деков была японская компания Nakamichi. Именно этот бренд установил стандарты, к которым стремились в своем развитии другие производители. Качество воспроизведения постоянно повышалось, и уже к середине 80-ых большинство марок смогли выйти на один уровень с Nakamichi.

Приблизительно в то же время на рынке появляются первые переносные устройства (бумбоксы), которые практически моментально стали рекордно популярными. Благодаря конкурентной борьбе японских и тайваньских производителей цены на эту технику начали существенно понижаться, становясь максимально доступной. Параллельно с аудиокассетами бумбоксы стали неотъемлемой частью хип-хоп культуры. Еще одним знаковым событием для индустрии описываемых носителей стало изобретение плееров. Это дало новый толчок продаж кассет практически по всему миру.

На территории Советского Союза магнитофоны и кассеты начали появляться только в конце 60-х. При этом в течение первых 10 лет они были практически недоступны рядовому покупателю. Это было обусловлено, прежде всего, их достаточно высокой стоимостью, которая была не по карману многим гражданам СССР.

Стоит отметить, что массовое производство магнитофонных кассет, как и устройств для их воспроизведения, способствовало активному развитию новых музыкальных направлений и стилей. Одним из ярких эпизодов истории данных носителей стало массовое появление в конце 80-х пиратских записей. От них страдали как производители музыкальных сборников, так и сами исполнители. Невзирая на многочисленные акции в поддержку последних, количество пиратских кассет, как и спрос на них, продолжали расти рекордными темпами.

На Западе рынок рассматриваемых устройств достиг своего пика в конце 80-х годов прошлого столетия. Активное сокращение объемов продаж начали фиксировать (сначала в виде годовых процентов) ближе к 1990 годам. При этом стоит заметить, что за 1990-1991 гг. кассеты продавались лучше, чем завоевывающие на тот момент мировой рынок компакт-диски.

В период с 1991 по 1994 годы в Северной Америке рынок аудиокассет стабилизировался при уровне продаж на отметке 350 миллионов единиц в год. Однако за 1996-2000 гг. продажи буквально рухнули, и на начало 2001 года на долю магнитофонных кассет приходилось не более 4% рынка музыкальной продукции.

Олимп

Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.

«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.

Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.

Преимущества перед компактными дисками

Диск – более новое изобретение, по сравнению с ленточкой в пластмассовом корпусе. Поэтому естественно, что у него больше преимуществ, среди которых можно назвать размер, универсальность и идеально чистое звучание.

Но это превосходство не абсолютное. Ведь есть что-то особенное в шуме от перематывания пленки, в скрипе ракорды и щелчке стопа, который извещает о конце альбома.

Компакт-диск можно вставить в любой дисковод, но звук не будет отличаться от треков с Интернета. Именно атмосфера и воспоминания о прошлом приравнивают кассеты к виниловым пластинкам в граммофоне.

Современные производители техники подыгрывают новой моде. Они выпускают деки, делая их дизайн более стильным: меньше пластмассы, больше алюминия и толстого стекла, которое открывает внутренности аппарата. Есть также интересные модели с выдвигаемой панелью управления и варианты с радио.

Разновидности магнитофонов

Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.

По качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны появились на закате эпохи магнитных лент и оказались маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.

Советские магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности — это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные возможности устройства.

По степени мобильности магнитофоны бывают стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они, как правило, уступали стационарным.

По характеру звучания выделяют моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был магнитофон «Весна-202».

По количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения времени копирования записи с кассеты на кассету.

Отдельно следует выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере профессиональной звукозаписи.

В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических «игрушек», вроде «Весны-309», до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон «Комета-225».

Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону — все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий