Lcd (3lcd), dlp, lcos: в чём разница между технологиями?

Что такое LCD 3D-принтеры, где они применяются. Сравнение технологий LCD, SLA и DLP, плюсы и минусы.

DLP LED гибридные проекторы

Гибридный источник света проектора. Гибридные источники света одновременно используют светодиоды и лазеры. Из-за дороговизны зелёного лазера и недостаточной яркости зелёных светодиодов, для формирования зелёного цвета используется синий лазер, светящий на зелёный люминофор. На рисунке ниже показана условная схема работы DLP лазер-LED проектора с гибридным источником света, в котором светодиоды создают красное и синее свечение, а синий лазер+люминофор — зелёное.

Одночиповые DLP-светодиодные и гибридные светодиодные/лазерные проекторы в настоящее время становятся дешевле и довольно распространены. Качество изображения хорошее а яркость в темных помещениях достаточно высока.

Гибридные проекторы DLP преодолевают проблему яркости которая всегда мешала только светодиодным проекторам. Ахиллесова пята в чисто светодиодном проекторе заключалась в том что зеленый светодиод нельзя было сделать достаточно ярким. Поскольку для белого света требуется, чтобы яркость всех трех цветов RGB была одинаковой интенсивности полную мощность красного и синего светодиодов нельзя было использовать только в проекторах использующих светодиоды. Интенсивность зеленого светодиода была ограничивающим фактором.

С гибридным проектором используются лазер для получения яркого зеленого света и это позволило красным и синим светодиодам загореться до максимальной яркости. Конечный результат — яркий гибридный проектор использует освещение со всеми преимуществами по надежности, долговечные лампы или источник света и т. д…

IPS

Первые коммерческие матрицы IPS (in-plane switching) появились в 1996 году благодаря совместным усилиям компаний Hitachi и NEC. Кстати, вторая использует для обозначения этой технологии аббревиатуру SFT – Super Fine TFT. В отличие от LCD-технологии, в IPS применяется иной принцип расположения молекул жидких кристаллов. Последние находятся в одной плоскости и поворачиваются синхронно под действием электрического тока.

Первые IPS-дисплеи имели большое время отклика и высокое энергопотребление, но технология стремительно развивалась, и современные продукты уже лишены этих недостатков.

Преимущества: четкость и естественность цветопередачи, широкие углы обзора (до 178 градусов), высокие значения яркости и контрастности, хорошая детализация мелких объектов, энергоэффективность, доступная стоимость.

Недостатки: замедленная реакция на касания к экрану.

Разрешающая способность

Этот параметр характеризует дробность видео картинки, создаваемой проектором, и определяется разрешением, т.е. физическим числом пикселей матрицы проектора.

Для формата изображения 4:3 наиболее распространёнными являются следующие форматы: VGA (640х480), SVGA (800х600), XGA (1024х780), SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400х1050), UXGA (1600×1200), QXGA (2048×1536).

Для формата изображения 16:9, 16:10, 15:9 или близкого к ним: W XGA (1280х768 либо 1280х780), HD720 (1280х720), W VGA (864х480), W SVGA (1024х576), Full HD (1920×1080), WUXGA (1920×1200), HD 4K (4096×2400).

В каждой паре чисел первое показывает число пикселей по горизонтали, а второе – по вертикали изображения.

Надо отметить, что проекторы с разрешением VGA уже не выпускаются, и в список включены для полноты картины. Существуют и другие, менее распространённые разрешения.

Чем выше разрешение, тем меньше размеры элементов изображения и тем более качественным, фотореалистичным оно смотрится на экране. Однако, с увеличением разрешения стоимость проекторов быстро растёт. С другой стороны, относительная стоимость проекторов от поколения к поколению быстро падает, поэтому какие либо конкретные рекомендации давать сложно. Однако ясно, что если проектор планируется для домашнего кинотеатра, его разрешение должно быть Full HD. С другой стороны, разрешение 4К для этой цели является явно избыточным хотя бы потому, что на год написания этой брошюры (2014) не существовало серийных источников контента с таким разрешением. Это проекторы, рассчитанные на большие панели, и предназначены для работы от специальных мультимедийных плееров.

Напомним, что процессор проектора способен выполнять как повышающую, так и понижающую конверсию входного сигнала

Здесь стоить обратить внимание на одну тонкость. Дело в том, что не все проекторы обладают мощными и совершенными процессорами, особенно из бюджетной части модельного ряда

Поэтому иногда очень хорошие результаты может дать приобретение внешнего скейлера, чей мощный, специализированный процессор справится с задачей конверсии гораздо лучше.

Примером такого прибора является цифровой масштабатор-коммутатор VP-740 израильской фирмы Kramer Electronics (рис. 4).

Рис.4 Цифровой масштабатор-коммутатор Kramer Electronics VP-740

Текущая расстановка сил

Крупнейшие разработчики и производители LCD технологии — Sony и Epson. Эти компании не намерены останавливаться и позволить Texas Instruments с их конкурирующей DLP технологией обосноваться на рынке цифровых проекторов. Поэтому конкуренция вынуждает и производителей LCD проекторов и Texas Instruments совершенствовать свою продукцию в борьбе за долю на рынке.

Хотя LCD технология существенно продвинулась в улучшении контрастности по сравнению с предыдущим поколением проекторов, DLP технология сохраняет свое преимущество в этой области, при этом LCD проекторы продолжают усиливать потенциальные преимущества в точности цветопередачи и резкости. В то же время, точность передачи и насыщенность цвета DLP технологии значительно улучшилась за этот год, поэтому в целом качество изображения у последних моделей стало намного лучше.

И LCD и DLP технологии быстро совершенствуются на радость покупателям. В погоне за миниатюризацией появились такие маленькие, но при этом более мощные проекторы, какие невозможно было представить себе всего лишь пару лет назад. Световой поток (яркость) на единицу веса резко возрос. А качество изображения самых хороших LCD и DLP проекторов теперь лучше, чем в коммерческих кинотеатрах.

ProjectorCentral по-прежнему рекомендует как LCD, так и DLP проекторы для различного применения. Для мобильных презентаций трудно представить что-либо лучше, чем DLP проекторы весом в 3 фунта (до 1,5 кг). Однако LCD проекторы типа Epson 730c весом в 4,3 фунта (менее 2 кг) убедительно показывают, что они являются весьма сильным соперником в борьбе за место на рынке проекторов для мобильных презентаций. А для больших конференц-залов, требующих большей яркости и больших возможностей подключения, LCD технология удерживает командное первое место.

Что касается домашнего кинотеатра, DLP технология имеет преимущество в цвете, контрастности и стабильности изображения, которое делает ее предпочтительной в этом случае. Но дела обстоят таким образом, что обе технологии продолжают совершенствоваться, обе способны обеспечить домашнему кинотеатру изображение существенно лучшего качества, чем когда-либо прежде.

А какая технология лучше? Ну, когда как. Обе имеют достоинства и недостатки. Ни одна не совершенна. Поэтому война технологий продолжается, и в ней пока единственный победитель – это вы, покупатель.

DLP-технология одна, а DLP-устройств много

Условно всю DLP-технику можно разделить
на проекторы (классы 1 — 3) и специализированные
устройства (классы 4 — 5).

  • 1-й класс — одночиповые
    ультрапортативные или портативные DLP-проекторы для
    широкого потребления, рассчитанные прежде всего на показ
    компьютерных презентаций в офисных помещениях при
    искусственном освещении.
  • 2-й класс — одночиповые проекторы,
    специально разработанные для домашнего кинотеатра. Как
    правило, это громоздкие, с низким световым потоком,
    дорогие устройства. Их массовое производство налажено
    около двух лет назад.
  • 3-й класс — это трехчиповые, очень
    дорогие проекторы для больших залов и цифрового
    кинематографа. Такие проекторы пока еще нельзя увидеть в
    демозалах нашей страны, скорее всего они появятся у нас
    только через несколько лет, когда подешевеют хотя бы до
    уровня 20 тыс. долл.
  • 4-й класс — модули для видеокубов и
    проекционных телевизоров.
  • 5-й класс — специальные устройства на
    основе DLP-технологии (оптические коммутаторы,
    полиграфические машины и т. д.).

Знать класс устройства очень важно, так
как многие недостатки и достоинства технологии относятся
не ко всем DLP-проекторам, а лишь к отдельным классам. Далее в статье под DLP-проекторами имеются в виду только
аппараты 1-го класса, если специально не оговорено иное

 

3LCD или DLP

В этом пункте мы будем разбираться, какая технология (одноматричные DLP и 3LCD) предпочтительнее в устройствах среднего и недорогого ценовых сегментов. Премиум-класс рассматриваться не будет по простой причине: у таких моделей характерные недостатки выражены слабо либо вообще отсутствуют.

Здесь будет ещё и более точечное разделение — по области применения: в специально оборудованном затемнённом зале или обычном, с повышенным уровнем засвета. Суть в том, что при хорошем затемнении нет нужды в большой яркости – хватит 1000 лм. Зато такие условия требуют хорошей контрастности.

При слабом затемнении необходима высокая яркость, а контрастностью можно немного пренебречь.

Яркость против Цветопередачи

Уже неоднократно упоминалось,что одноматричныеDLP-проекторы одномоментно используют лишь один цвет.

Это не препятствие для оборудования, рассчитанного для использования в тёмных комнатах – там большая яркость не нужна. Но в школьном классе, аудитории, офисе на воспроизведении это отобразится не лучшим образом. Проектор должен быть ярким, а соответствующие лампы стоят дорого, прибор с ним издаёт больше шума. Поэтому вместо мощной лампы нередко используется цветовое колесо с прозрачным сектором

. Решение не без недостатков:черный и белый будут яркими, а вот остальные цвета — блеклыми. 3LCD-технология недостатка лишена, поэтому маркетологи с более чистой совестью, чем обычно, могут завлекать покупателей «невероятной цветовой яркостью». Яркость вместе с оттенком и насыщенностью – основные характеристики света, поэтому о ней забывать не рекомендуется.

Контрастность

Зеркальная система DLP хорошо справляется с распределением света, не пропуская лишнего на экран – так получается глубокий чёрный. Поэтому у DLP-проекторов с этой характеристикой всё обстоит лучше, чем у 3LCD-проекторов

Это ценное качество при демонстрации в тёмном помещении, но совсем не важно при свете

«Эффект радуги»

Этому негативному явлению подвержены одноматричныеDLP-проекторы, особенно при отображении контрастных сцен. Чем медленнее совершается оборот цветового колеса – тем выше шанс получить неприятное мерцание, которое проявляется заметнее всего при резком переводе зрителем взгляда с одного края экрана на другой.

Менее существенные отличия

«Москитная сетка».

Контроллеры DLP-матриц установлены под зеркалами, а в 3LCD – на узких выступах по граням квадратика пикселя. Из-за них появляется маленький зазор между клеточками, из-за которого появляются основания заявлять, что с 3LCD изображение получается не цельным, а расчерченным на отдельные крохотные части. Такое утверждение скорее не слишком близко к правде – не в последнюю очередь потому, что подобное заметно и у DLP. Даже прямое сравнение в одинаковых условиях не даёт заметной разницы в качестве изображения. А в продвинутом оборудовании есть средства для нейтрализации эффекта.

Мягкость цветовых переходов.

Изредка проявляется у DLP-проекторов с DMD-матрицей, чаще у бюджетных моделей. Быстрые переходы цветов на них могут создавать непреднамеренный «эффект постеризации», а при монохромном воспроизведении может появляться цифровой шум. Но это характерно лишь для немногих моделей, поэтому изучайте отзывы перед покупкой и обойдётесь без неприятных сюрпризов.

Расхождение границ пикселей.

Нередко в трехматричных проекторах (в т. ч. 3LCD) границы пикселя не совсем совпадают по всем трём матрицам. Это можно понять по некоторой размытости точек на экране. Поэтому в этом у одноматричнойDLPпредполагается превосходство – там границы пикселей остаются чётко очерченными. Но часто реальность в виде использования дешёвой оптики сводит плюсы технологии на нет.

Отсутствие пылезащитных фильтров

. Только технология DLP предусматривает герметичную запаковку оптического блока – при таком подходе пыль в него проникнуть не может. Поэтому во многих DLP-проекторах не устанавливают бумажные фильтры. Тут, пожалуй, нельзя однозначно говорить о правильности или ошибочности этого подхода. Производители считают, что решение позволяет пользователям отказаться от обязанности чиститьфильтры. Однако запечатанный оптический блок – это не весь проектор, загрязнению подвергаются и другие части: лампы, платы. В некоторых руководствах по эксплуатации указано, что желательно в DLP-проекторах систематически пылесосить вентиляционные отверстия. Есть и модели, в которых фильтры предусмотрены – и это устройства известных марок.

Компактность.

В DLP применяется только один чип, поэтому эта технология подходит для создания мини-проекторов, «карманных» пико-проекторов. Самыми маленькими получаются аппараты с LED-лампами.

Принцип работы и устройство проектора

Проектор – это небольшое устройство, которое подключается к компьютеру или другому источнику видео и воспроизводит передающийся на него поток мультимедиа в виде изображения, проецируемого на экране. Последний имеет треногу для постановки на полу или подвешивается к потолку. Если экрана нет, то картинка может быть воспроизведена на стене, при условии, что она ровная и белая (декоративные выступы или обои с рисунком будут искажать передачу).

В отличие от телевизоров, проекторы способны менять размер воспроизводимой картинки при помощи корректировки объектива. В маленьком помещении на несколько человек смотреть фильм можно с диагональю 1-2 м, а для большой аудитории его можно расширить до 3-5 м. Есть модели, способные раздвигать границы картинки до 15 м, но для этого необходимо иметь соответствующий экран.

Области применения этой аппаратуры очень обширны:

  • просмотр обычных телепередач, спортивных мероприятий;
  • игра на компьютере;
  • лекции в школах и ВУЗах;
  • презентации в офисе;
  • показ фото и видео в ДК, концертных залах, филармониях (сопровождение выступления артистов слайдами).

Сам проектор размещается на потолке (при стационарном использовании, чтобы его случайно не столкнули) или на столе, тумбе, в случае переносной модели. Чтобы начать использование, необходимо открыть объектив, нажать кнопку питания и развернуть экран. После загорания заставки производится корректировка размеров картинки и подгонка углов, в случае нижнего или потолочного размещения аппарата (настройка трапеции).

Сзади у техники имеется несколько входов для взаимодействия с другими устройствами. Подключив соответствующую технику (компьютер, телефон, DVD-плеер), можно запускать файл на нем и он сразу же отобразится на большом экране. Для удобства управления предоставляется пульт, которым можно настраивать яркость цвета, размеры, контрастность.

Внутри проектора имеются следующие ключевые элементы:

  • источник света;
  • матрица, моделирующая изображение из поступающего светового потока;
  • набор призм для внутренней передачи;
  • объектив для вывода картинки наружу;
  • плата с микросхемами;
  • охлаждающий вентилятор.

Принцип работы заключается в принятии цифрового сигнала от компьютера и его воспроизведении при помощи прохода по цепочке. Источник света (лампа, диод или лазер) подают белый поток на матрицу, которая является своего рода светофильтром. Проходя через систему призм, цветное изображение попадает на объектив, который проецирует его на экран. Расстояние между линзами объектива изменяет величину подаваемой картинки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий