Магнитофоны ссср: история и лучшие производители

Чем интересны магнитофоны СССР? Когда появился первый советский магнитофон и каким он был? Каковы основные марки и их история, какие старые модели высшего класса популярны и по сей день?
История создания одномоторных магнитофонов

История

После Октябрьской революции появились первые радиотрансляторы, но встретить их можно было только в крупных городах. Старые советские трансляторы были похожи на черные квадратные коробки, и устанавливались они на центральных улицах. Чтобы узнать актуальные новости, горожанам приходилось собираться в определенное время на городских улицах и слушать сообщения диктора. Радиотрансляции в те времена были лимитированными и выходили в эфир только в установленные часы вещания, но газеты дублировали информацию, и ознакомиться с ней можно было в печатном виде. Позже, примерно через 25-30 лет, радиоприемники СССР изменили свой внешний вид и стали привычным атрибутом жизни для многих людей.

После Великой Отечественной войны в продаже стали появляться первые радиолы – приборы, с помощью которых можно было не только слушать радио, но и воспроизводить мелодии с грампластинок. Пионерами в этом направлении стали приемник «Искра» и его аналог – «Звезда». Радиолы были популярны у населения, а модельный ряд этих товаров стал быстро расширяться.

Какими были первые модели магнитофонов?

Развитие магнитофонной техники происходит и по сей день. Так, катушечные и кассетные аппараты были заменены цифровыми устройствами. Самые же первые модели магнитофонов представлены ниже.

Катушечные

Данное устройство работает благодаря специальной магнитной ленте. При этом следует учитывать, что данная лента наматывается на катушки, которые могут быть изготовлены как из металла, так и из пластика. В просторечье данные катушки часто называют бобинами.

Во времена СССР существовало несколько классов и категорий подобных устройств. Например, для профессиональной звукозаписи в условиях студии использовались большие по своим объемам агрегаты. Они позволяли записывать звук на довольно высоком качестве. При этом существовали и более компактные модели, подходящие для домашнего или личного использования.

Важнейшая положительная характеристика этих устройств – это высокое качество записи и воспроизведения звука. При этом не нужно было использовать дополнительные технические устройства либо обладать глубокими специализированными знаниями.

Среди всех катушечных магнитофонов особняком стоят многодорожечные устройства. Количество дорожек в таких агрегатах в минимальной конфигурации составляет 8 штук.

Кассетные

Кассетные магнитофоны возникли в связи с тем, что инженеры постоянно работали над совершенствованием работы магнитной ленты. Так, в какой-то момент возникла идея объединения нескольких катушек с лентой в единый корпус, который и получил название «кассета». В массовое производство кассетные магнитофоны вышли в 60-х годах XX века. Первопроходцем в этой сфере стала компания Philips.

При воспроизведении записанного звука с помощью устройства, работающего с кассетами, можно отметить повышенный шум. Такой недостаток (по сравнению с устройствами катушечного типа) можно объяснить тем, что скорость протяжки нитки довольно низкая. Кроме того, структура магнитной ленты является весьма неоднородной.

Для устранения данного недостатка использовались специальные системы, предназначенные для подавления нежелательного шума.

Портативные

Данная разновидность магнитофонов получила свое распространение благодаря компактному размеру и функциональной насыщенности. Подобные устройства использовались в качестве диктофонов (например, журналистами в процессе интервью), а также для выездной записи музыки и некоторых других целей.

Таким образом, даже в самом начале развития звукозаписывающей техники, а именно магнитофонов, существовало несколько разновидностей подобных устройств. Такое разнообразие объясняется тем, что они были предназначены для разных целей. Кроме того, некоторые из моделей являются усовершенствованными вариантами выпущенных ранее устройств.

Общие характеристики

Первым полноценным предшественником катушечного (бобинного) магнитофона явилось проволочное устройство, изобретённое в 1925 году К. Штилле. Несколько позднее была запатентована и магнитная лента.

Сама же технология бобинных проигрывателей появилась раньше, в 1920-х годах. Примерно в это же время разработана и конструкция магнитной головки, которая впоследствии и получила широкое распространение. В основу её устройства положена идея кольцевого магнитного сердечника с обмоткой и зазором с противоположной стороны. Ток записи, проходя по обмотке, инициирует возникновение в зазоре магнитного поля, намагничивающего носитель в соответствии с формой сигнала. Процесс воспроизведения имеет обратный порядок.

Производство первых бобинных магнитофонов и проигрывателей наладили в 1934 – 1935 гг. немецкие фирмы BASF и AEG, державшие лидирующие позиции вплоть до 1945 г. По завершении войны США и СССР перехватили инициативу, позаимствовав у немцев технологию производства магнитофонных устройств.

Основные механические характеристики этих устройств:

  • колебания скорости передвижения плёнки от рекомендуемого значения – в процентах;
  • показатель детонации (отражает степень неравномерности скорости транспортировки носителя) – в процентах.

Электрические:

  • спектр частот сигнала при записи – в герцах;
  • степень неравномерности АЧХ дБ;
  • показатель нелинейных искажений (КНИ, THD) – в процентах;
  • динамический спектр – в дБ;
  • отношение между сигналом и шумом в дБ;
  • мощность при выходе в Вт.

Когда был изобретен?

Исторически процесс создания магнитофона занял достаточно большое количество времени. Так, впервые магнитофон появился только спустя 40 лет после того, как была предпринята первая попытка записи звука. Первая же попытка изобретения непосредственно агрегата произошла в середине XIX века, а именно – в 1857 году. Ее совершил Л. Скотт.

На тот момент изобретатель создал так называемый фоноавтограф. С помощью этого устройства создавалась видимая схема звука, однако следует отметить, что она не воспроизводилась. Игла этого агрегата воспринимала колебания звука, в связи с чем значения отображались на специальном цилиндре в виде кривой линии.

Следующая важнейшая дата в истории – это 1877 год. В этом году был создан фонограф. С помощью этого прибора звук можно было записывать и воспроизводить

Если говорить о конструкции фонографа, то важно отметить, что ее основой являлся крутящий вал, который был замотан в фольгу и покрыт воском. По поверхности вала проходила игла, при этом создавая особые бороздки, а также в этот момент производился звук во вне

Однако фонограф просуществовал весьма недолго, так как его конструкция не являлась достаточно надежной.

Спустя 10 лет, в 1887 году, был изобретен граммофон, устройство которого было очень похоже на устройство фонографа. Однако игла проходила не по специализированному крутящему валу, а по круглой целлулоидной пластине.

Все эти события стали предпосылками создания и появления магнитофона таким, каким мы его знаем и на сегодняшний день. Над изобретением устройства трудились ученые со всего мира. Однако зачастую благодаря их стараниям появлялись другие устройства, которые назывались и функционировали по-другому.

Бобинники в Советском Союзе

Выпуском магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие семьи могли позволить себе новую технику.

В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же время магнитофоны начали дешеветь. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты стали становиться частью повседневной жизни советского человека.

Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам.

Через несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году. Он поддерживал две скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.

Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц.

Помимо переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или радиола. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель вышла в 1966 году.

Фото Andshel / CC

По причине доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата — «магнитиздат». Магнитные пленки заменили самодельные пластинки «на костях», которые советские умельцы изготавливали из рентгеновских снимков. На пленку переписывали как западные пластинки, так и музыку советских исполнителей — песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

Магнитиздат на катушках выходил вплоть до 80-х. В то время на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Это были уже не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые так и назывались — «магнитоальбомы». Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетались на множество копий.

Явление магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х. Позже их популярность снизилась.

Это интересно: История марийского народа

Когда появился первый магнитофон?

Выпуск кассетных магнитофонов в СССР начался в 1969 году. И первой здесь оказалась модель «Десна», производившаяся на харьковском предприятии «Протон». Однако стоит отдать должное и предыдущему этапу — магнитофонам, проигрывавшим катушки пленки. Именно на них «набивали руку» инженеры, позднее создавшие ряд отличных кассетных версий. Первые эксперименты с такой техникой в нашей стране начались еще в 1930-е годы.

Но это были разработки сугубо для специального применения. По понятным причинам массовый выпуск развернули только десятилетием позже, к началу 1950-х. Выпуск бобинной техники продолжался и в 1960-е, и даже в 1970-е годы.

История производителя

В начале 70-х годов прошлого столетия перед военными предприятиями была поставлена задача – наладить выпуск товаров народного потребления, чтобы покрыть их дефицит. В связи с этим в 1971 году на Арзамасском приборостроительном заводе имени 50-летия СССР было решено организовать выпуск малогабаритного кассетного магнитофона. В этот период молодежь активно переходила с прослушивания пластинок на использование кассет, и выход новой техники был очень актуален.

Выпуск наладили оперативно, меньше года прошло от постановки вопроса до выхода самого изделия. В марте 1972 года появилась первая «Легенда-401». Ее прототипом стал отечественный магнитофон «Спутник-401», который тоже не возник на пустом месте. За основу его устройства использовалась модель «Десна», выпущенная за три года до упомянутых событий, в 1969 году. «Десна» же стала продуктом заимствования импортной техники Philips EL-3300 и еще нескольких изделий 1967 года.

Ажиотаж вокруг «Легенды» начался с первых дней продаж. Количество выпускаемых изделий росло из года в год, но все равно их катастрофически не хватало:

  • 1972 год – 38 000 штук;
  • 1973 год – 50 000 штук;
  • 1975 год- 100 000 штук.

Эти цифры, внушительные для возможностей завода, были каплей в море для мощного человеческого ресурса Советского Союза. О «Легенде» знали все, а держали ее в руках немногие. Популярность и большой дефицит изделия подвигли организаторов Всероссийской денежно-вещевой лотереи включить его в список желанных подарков. А работники Нижегородского радио и телевещания использовали «Легенду-401» для своей профессиональной деятельности.

Не внося особых изменений, предприятие успешно продолжало выпуск магнитофонов этой марки до 1980 года. Сегодня легендарная техника хранится в музее истории Арзамасского приборостроительного завода. Посетителям предлагают не просто ознакомиться с внешним видом, но и оценить звучание прибора, так как раритетные изделия находятся в отличном состоянии.

«Легенда-401» стала базой для еще более популярной модели – «Легенда-404», выпуск которой начался в 1981 году. Технику дважды отмечали Государственным знаком качества.

Известные японские модели

Самый первый в мире магнитофон был создан в далеком 1898 году. А уже в 1924 существовало множество компаний, которые занимались их разработкой и производством.

Японские магнитофоны 80—90-х годов, продававшиеся в нашей стране, были довольно дорогой звукозаписывающей аппаратурой, поэтому не все могли позволить себе такую роскошь. Самыми популярными японскими моделями данного периода были следующие марки магнитофонов.

TOSHIBA RT- S913. Агрегат характеризовался наличием высококлассной акустической системы и мощного усилителя. Эта однокассетная магнитола была мечтой многих подростков. Отлично звучала и качественно воспроизводила музыку. Передняя сторона магнитофона была оснащена двумя светодиодами, аппаратуру можно было перевести в режим расширенного стереозвучания.

  • JVC RC-M70 – магнитофон был создан в 1980 году. Имел такие характеристики:
    • габариты (ШхВхГ) – 53,7х29х12,5 см;
    • НЧ динамики – 16 см;
    • ВЧ динамики – 3 см;
    • вес – 5,7 кг;
    • мощность – 3,4 Вт;
    • диапазон – 80х12000 Гц.

Помимо выше перечисленных магнитофонов, японские компании Sony, Panasonic и другие выпускали на рынок и другие модели, которые также были популярны, а сегодня считаются раритетами.

Особенности

Магнитофоны «Легенда» приятно удивляли своими компактными размерами. Несмотря на портативность, техника наделялась дополнительными возможностями.

  1. Кроме записывающих и воспроизводящих функций, устройство работало как радиоприемник. И судя по отзывам пользователей, собранным в музее истории АПЗ, неплохо справлялось со своей дополнительной задачей. Для этого в комплекте с магнитофоном был специальный съемный блок (радиокассета), он и выполнял функции длинноволнового радиоприемника.
  2. Несмотря на бытовое предназначение, магнитофон располагал репортерскими возможностями, потому и пришелся по вкусу работникам Нижегородского телевидения, которые пользовались изделиями практически до 2000-х годов. Аппарат укомплектовывался микрофоном МД-64А на автономном питании, имеющим кнопку дистанционного управления. Кроме того, репортеры оценили его легкий вес, малый размер, прочный корпус из «неубиваемого» полистирола и кожаный чехол с удобным ремешком для ношения на плече.

Изобретение магнитофона: дата

После всех попыток создания универсального устройства для воспроизведения звука формула была выведена. Датчанину Вольдемару Поульсену принадлежит изобретение магнитофона. Дата этого события – 10 декабря 1898 года.

Существует версия, что Поульсен вовсе не мечтал о великом открытии, а всего лишь хотел разыграть знакомого, записав эхо на устройство. Наткнувшись на статью Смита в The Electrical World, он воплотил его идею в жизнь. Вместо хлопчатобумажной нити с опилками из стали датский инженер использовал металлическую проволоку.

Новый аппарат получил имя «телеграфон». Суть конструкции составляла проволока, намотанная на цилиндр, который должен был вращаться при помощи часового механизма. Роль проволоки выполняла струна фортепиано. Это был электромагнитный фонограф – улучшенная модель изобретения Эдисона.

Механизм был несовершенен. Во-первых, он был огромный и тяжелый, по виду напоминал реостат. Во-вторых, расход проволоки был очень большой, по сравнению со временем записи. На 45 секунд записанного звука тратилось около 100 метров струны, а для записи в 40 минут требовалось почти 6 км.

Усовершенствование системы

Изобретение магнитофона дало старт, теперь нужно было довести механизм до ума. Магнитофоны могли весить по нескольку сот килограмм, что делало их абсолютно не транспортабельными. К тому же страдало качество звука, а чтобы починить стальную ленту, нужна была электросварка.

Несмотря на недостатки, изобретение пользовалось популярностью среди разработчиков. Когда изобрели магнитофон, инженеры всего мира хотели приложить свою руку к улучшению конструкции. Изготовление приборов берет на себя Германия и Англия.

Со временем появляются усилители на электронных лампах, а в 1925 году запись производилась на небольшой электрический микрофон. Немецкие инженеры начали использовать смещение тока для качественного улучшения звука.

Инженер Пфлеумер предложил использовать вместо стальной ленты, только металлическое покрытие бумажной или пластмассовой ленты. Немец Шюллер был автором идеи использования кольцеобразных головок для записи, которые не повреждали ленту. В 1940 году американец Кармас предложил новое покрытие для пленок, чтобы уменьшить скорость их движения.

Популярные советские модели

Начать обзор уместно с первой модели высшего класса в СССР (по крайней мере, так считают многие эксперты). Речь идет о версии «Маяк-001 Стерео». Разработчики отталкивались от пробного изделия, «Юпитера», из первой половины 1970-х. Составные части приобретали за рубежом, и именно из-за этого киевский изготовитель делал не более 1000 экземпляров в год. С помощью устройства сохраняли звук моно и стерео, таковы же были возможности воспроизведения.

Ровно через 10 лет появляется «Маяк-003 Стерео», выдававший уже несколько больший спектр волн. А «Маяку-005 Стерео» вообще не повезло. Эту модификацию собрали в количестве всего 20 штук. Затем предприятие сразу перешло с дорогих на более бюджетные устройства.

«Олимп-004-Стерео» заслуженно попал в число наиболее востребованных тогда аппаратов. Их выделяет несомненное совершенство. Разработку и производство совместно вели завод имени Лепсе, что в городе Кирове, и Фрязинское предприятие.

Но среди любителей ретро немалая часть предпочитает ламповые переносные изделия. Ярким тому примером выступает «Соната». Выпускавшийся с 1967 года магнитофон пригоден и для воспроизведения, и для записи звука. Лентопротяжный механизм без изменений позаимствовали у «Чайки-66» – более ранней версии с того же предприятия. Уровень записи и проигрывания регулируется отдельно, можно наложить новую запись поверх старой без затирания.

Стоит отметить, что малосерийные магнитофоны в СССР ценились особенно высоко. Ведь их делали чуть ли не вручную, а потому качество оказывалось выше обычных ожиданий. Хороший тому пример – «Яуза 220 Стерео». Выпуском такой приставки с 1984 года занимался первый московский электромеханический завод.

Обращают на себя внимание:

  • световые индикаторы ключевых рабочих режимов;
  • возможность проконтролировать запись, прослушав ее на телефоне;
  • наличие паузы и автостопа;
  • регулировка громкости телефонов;
  • отличное устройство понижения шума;
  • частоты от 40 до 16000 Гц (в зависимости от типа используемой ленты);
  • масса в 7 кг.

Отдельно стоит сказать про условные знаки, использовавшиеся на аудиотехнике и радиоаппаратах. Окружность со стрелкой вправо показывала линейный выход. Соответственно, окружность, из которой выходит стрелка влево, применялась для обозначения линейного входа. Две окружности, разделенные нижним подчеркиванием, обозначают сам магнитофон (в составе других устройств). Антенный вход помечали белым квадратом, справа от которого располагалась буква Y, а 2 окружности рядом — это стерео.

Продолжая обзор культовых магнитофонов из прошлого, стоит упомянуть и «МИЗ-8». Несмотря на громоздкость, он не отставал от иностранных аналогов. Правда, стремительное изменение потребительских вкусов погубило эту неплохую модель и не позволило ей раскрыть свой потенциал. Модификация «Весна-2» оказалась, пожалуй, популярнее других ранних портативных устройств. Ее охотно использовали для прослушивания музыки на улице.

Магнитола «Казахстан», появившаяся в 1980-е годы, была хороша с технической точки зрения. Да и желающих ее приобрести было довольно много. Однако реализации потенциала помешала излишне высокая цена. Те, кто мог бы стать преданной аудиторией, редко позволяли себе такие расходы. Также в списках популярных некогда моделей можно встретить:

  • «Весну-М-212 С-4»;
  • «Электронику-322»;
  • «Электронику-302»;
  • «Илеть-102»;
  • «Олимп-005».

Обзор магнитофонов СССР смотрите в следующем видео.

Обзор видов

Развитие технологии производства привело к определённой классификации видов магнитофонов.

  • По видам носителей информации – на проволоке, на ленте, на магнитных дисках, на манжете.
  • По способам регистрации сигналов – аналоговые, цифровые.
  • По применимости – для студий, бытовые, для промышленности (магнитографы).
  • По используемым усиливающим устройствам – полные и деки.
  • По степени мобильности, применяемые в стационарном, в носимом и в переносном видах;
  • По количеству дорожек – одна, две, четыре и больше дорожек.
  • По количеству установленных головок:
    • воспроизводящая;
    • 2 – наиболее распространённый вид;
    • 3 – отдельная установка специализированных головок;
    • 4 – с дополняющей цикл воспроизведения головкой.
  • По видам записи/воспроизведения – монофонические, стереофонические, многоканальные, квадрофонические.
  • По скоростным стандартным характеристикам транспортирования плёнки при записывании и воспроизведении – 76,2 см/с (изделия для студий ранних образцов); 38,1 см/с, 19,05 см/с, 9,53 см/с (для быта и для студий). Стандартный скоростной ряд транспортировки носителей появился в 50-х годах. На практике производятся и многоскоростные аппараты. Существуют и аппараты с изменяемой скоростью перемотки плёнки.

Настройка

Правильно настроить катушечный магнитофон – задача не из простейших, требующая специфических знаний и умений. Любителям советуем отдать устройство для настройки в специализированную лицензированную мастерскую. В общем виде поэтапный процесс настройки может выглядеть так:

  • чистка пути передвижения ленты и размагничивание контактирующих с ней элементов ЛПМ;
  • выравнивание входных и выходных напряжений при прохождении сигнала через тракт;
  • воспроизведение калибровочной ленты;
  • настройка азимута головки воспроизведения;
  • проигрывание калибровочных сигналов 1 и 10 khz и их подстройка;
  • установка на устройство катушки с новой лентой;
  • подстройка азимута головки записи;
  • регулировка подмагничивания с помощью записи на новую ленту частоты 10 khz с генератора;
  • настройка непосредственно записи.

Далее вас ждет обзор катушечного магнитофона “Олимп” МПК-005.

Характеристики предшественников

Изобретение магнитофона произошло не сразу. Современному устройству предшествовало несколько прообразов.

Телеграфон

Телеграфон – это первый в истории магнитофон. Конструкция телеграфона (ныне известного магнитофона) состояла из проволоки и цилиндра. При этом проволока была обмотана вокруг цилиндра. Сам по себе цилиндр осуществлял круговые движения по типу часового механизма. Стоит также иметь в виду, что вместо обыкновенной проволоки Вольдемар Поульсен использовал струну фортепиано.

Очевидно, что подобный механизм обладал целым рядом недостатков. Так, он был довольно объемным по своим размерам, а также для его работы требовалось достаточно большое количество проволоки, так как сам по себе расход был огромным. Для примера можно привести такие цифры: для того чтобы записать 20 секунд звука, необходимо было истратить около 50 метров струны для фортепиано.

Случайное изобретение Вольдемара Поульсена из Дании произвело настоящий фурор во всем мире. Данное изобретение получило престижные награды и гран-при на международных конкурсах. После того как работа ученого получила широкую огласку, он начал заниматься совершенствованием своего «детища». Поульсен изобрел модель, состоящую из бобин и тонкой ленты. Эта конструкция оказалась гораздо эффективнее и больше напоминала современные магнитофоны.

Шоринофон

Данное устройство было создано нашим соотечественником и названо в честь него. Шоринофон увидел свет в 1931 году.

Этот агрегат можно отнеси к категории портативных устройств. Для производства записи или воспроизведения звука в него необходимо вставлять кассету с лентой. Данная лента должна быть закольцована. Процесс записи происходит благодаря специальному элементу – так называемому резцу. Он осуществляет колебательные движения и наносит на целлулоид звуковую канавку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий