Оцениваем качество объектива

Для того, чтобы научиться создавать фотографии хорошего качества, нужно постараться прежде всего понять природу света. Главная, отправная...

Когда богатство выбора не радует

Но начинающих пользователей зеркальных камер тоже можно понять. Они ведь только-только решили сложнейшую задачу выбора первой камеры, все еще путают диафрагму с выдержкой, вздрагивают при словах «светочувствительность» и «баланс белого», а уж непостижимые оптические термины «трансфокация», «хроматизм», «виньетирование» – а то и, чего доброго, «MTF», «полевые характеристики», «низкодисперсное стекло» и «тилт-шифт» – способны отпугнуть от задачи выбора следующего объектива даже самых любознательных. Вот и снимают годами с помощью единственного «китового стекла», периодически удивляясь, почему их работы довольно далеки от снимков опытных фотографов и мастеров.

Конечно, приобретение нового объектива вряд ли сразу же сделает вас профи. В конце-концов, прославленные фото-минималисты, такие как Анри Картье-Брессон, известны тем, что все свои лучшие кадры сняли с помощью единственного «штатного» объектива Leica 50 мм. Но это позволит вам не только по-другому взглянуть на мир сквозь видоискатель камеры, но и снимать сюжеты, ранее попросту недоступные для вашего фотоаппарата.

Однако дело это, как уже было сказано, непростое. Таблица технических характеристик для современных объективов может содержать десятки строк со сложными техническими терминами. Но среди них есть два важнейших, без понимания которых выбор и использование объектива попросту невозможны. Этофокусное расстояние и светосила.

Что это такое?

Основной механизм в устройстве фотоаппарата – это объектив, система, состоящая из нескольких линз. Именно не матрица, как думают многие пользователи, а объектив. С помощью этого узла формируется изображение-фотография на светочувствительном материале. А матрица – это элемент для преобразования полученного изображения в цифровую форму.

Человеку, занимающемуся фотосъемкой, необязательно быть знатоком оптики, но минимальные знания о работе объектива камеры только помогут в творческом развитии и сделают процесс создания фотографии осознанным.

Главная задача объектива для фотоаппарата – это сбор света с объекта, где проходит съемка, и его фокусировка на матрице или пленке аппарата. Справиться с такой задачей может и двояковыпуклая линза, но качество полученной картинки будет не лучшим из-за аберрации оптической системы. Аберрация – это погрешность или отклонение, то есть луч, который должен был пройти по определенной траектории, сдвигается.

Для того чтобы получать фотографии приемлемого качества, оптическая конструкция дополняется линзами, которые корректируют поток света. Они исправляют все аберрации, а у объектива появляются нужные свойства. В новых усовершенствованных объективах количество оптических элементов иногда может превышать и два десятка, эти узлы объединяют в группы, а вместе они функционируют как одна собирающая конструкция.

Кроме линз, конструкция оптического блока состоит из дополнительных механизмов для изменения расстояния фокуса, для управления резкостью и диафрагмой и так далее.

Искажения и аберрации

Теоретически, в идеале нормально работающая оптическая система должна отображать любую прямую линию как идеально прямую, безо всяких искажений. Но в реальности, к глубокому сожалению, практически все объективы, состоящие из линз с изогнутыми поверхностями, не могут сводить параллельные лучи в одной точке. Вот именно поэтому они искривляются и искажаются. Такая кривизна свойственна практически любому объективу, конструкция которого состоит из сферических элементов. Но эта кривизна в различных объективах может быть весьма различной, это зависит от фокусного расстояния объектива, от его конструкции и оптической схемы.

В работе с параллельными линиями и объектами, которые находятся по краям кадра,  эти искажения становятся наиболее заметными. Очень сильно искажаются края кадра. Зачастую объективы с переменным фокусным расстоянием  страдают «бочковым» изображением в режиме работы на коротком  фокусном расстоянии. При такой съемке в середине кадра очень часто бывает ощутима некоторая «выпуклость».  

На своем «длинном» конце объективы с переменным фокусным расстоянием достаточно часто страдают «подушечным» искажением изображения. Это искажение противоположно тому, которое описано несколькими строками выше. Оно сопровождается, как правило, «втягиванием» изображения в центр кадра.

Несмотря на эти два искажения, при работе с зумами вполне реально найти такое его положение, при котором прямые линии в реальности окажутся прямыми и на полученном с помощью этого объектива изображении. Это положение мы вам рекомендуем найти на своем объективе и активно пользоваться им.

Но искажение изображения зависит не только от объектива. На это влияет и близость расположения объектива к объекту съемки. Искажения объекта съемки – особая проблема  для фотографов, которые занимаются архитектурной и ландшафтной съемкой. В этих жанрах фотографии очень важным является получение изображения с четкими прямыми линиями и не искаженные в своих пропорциях объекты, находящиеся  в кадре.  А вот фотопортретисты с прямыми линиями сталкиваются не так часто, поэтому подобные искажения им не страшны в такой степени.

Многие производители оптических элементов в наши дни создают объективы, в которых используют асферические элементы, которые специально созданы для уменьшения аберраций и прочих искажений изображения. Асферические линзы,  в отличие от сферических, имеют изогнутую поверхность, которая имеет возможность исправлять аберрации. Происходит это благодаря тому, что свет, проходящий сквозь линзу, концентрируется в одной точке. Таким образом, этот единственный поток света и попадает на светоприемник (матрицу или фотопленку) фотокамеры, при этом уменьшаются искажения, которые вызываются прохождением через оптический элемент нескольких лучей света.

Особенности при съемке портрета

Перечислю критерии, которым должен отвечать ваш «телевик» перед съемкой портрета крупным планом:

Ваша оптика не должна давать сильных искажений.
Изображение должно содержать мягкие тени и малый контраст – плавные переходы, чтобы скрыть малые дефекты лица.
Чем меньше поле зрения, тем искажения минимальны.
Глубина резкости должна быть малой, чтобы акцентировать внимание на человеке и нужных предметах, но размыть мелкие незначительные детали.

Ниже приведена фотография, сделанная на «телевик» с фокусным расстоянием 200 мм с учетом всех требований

Объективы к фотоаппарату всегда нужны, если вы уже хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате. Если вы новичок, прежде изучите свой фотоаппарат и на что он способен. Рекомендую следующие курсы:

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для сторонников фотоаппарата зеркального NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для сторонников фотоаппарата зеркального CANON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Чем снимать групповое фото

На данный момент вы уже знаете, что при групповом фото нужно правильно подобрать диафрагму для съемки, и что светосильным дорогим объективом можно пренебречь в определенных ситуациях.

Идем дальше.

Следующим важным моментом будет выбор правильного фокусного расстояния объектива.

Задайтесь вопросом, что должен уметь делать объектив при групповой фотографии?

Очевидно.

Портретируемая группа людей должна умещаться в кадре и не должно быть искажений перспективы с искажением пропорций тела или лица снимаемого человека.

Менее всего пропорции человека искажают портретные объективы, чье фокусное расстояние начинается от 85 мм для полнокадрового фотоаппарата.

Золотым стандартом портретной фотосъемки считаются объективы 85 – 200 мм.

Здесь нужно задаться вопросом, где происходит групповая съемка?

В тесном помещении физически не получиться снять группу лиц на объектив 135 мм или 200 мм, поскольку снимаемые просто не уместятся в кадре в полный рост.

Даже съемка поясного портрета будет изрядной головной болью, если будет возможна в принципе.

Поэтому фотографы используют объективы с меньшим фокусным расстоянием, вроде фиксов 35 мм, 50 мм или 85 мм.

Разумеется, можно использовать и зумы, чье фокусное расстояние укладывается в диапазон 35 – 85 мм.

Почему не используются объективы с фокусным расстоянием менее 35 мм?

Потому, что начнут проявляться перспективные искажения широкоугольного объектива при съемке вблизи.

Люди, расположенные ближе к краям кадра будут более вытянуты, чем люди в центре кадра.

На первых фотографиях это выглядит забавно, но потом начинает раздражать, и приходит осознание, что это серьезный технический брак.

Кроп и фул фрейм

Упомянув про размещение в кадре, нельзя не упомянуть разницу между полнокадровым фотоаппаратом и кропом.

Разница между ними заключается в разном угле обзора на одном и том же объективе.

Например.

Объектив 50 мм на кропнутой камере даст угол обзора эквивалентный объективу 85 мм на полном кадре.

То есть.

Объектив на кропнутой камере обладает меньшим углом обзора, нежели его аналог на полнокадровом фотоаппарате.

Это означает, что снимать полноценные групповые ростовые или поясные портреты в тесном помещении кропнутой камерой с объективом 50 мм будет затруднительно. Потребуется объектив с меньшим фокусным расстоянием.

Выбирая объектив для съемки группового фото, отталкивайтесь от размера помещений, где будет происходить съемка, и формата вашего фотоаппарата.

Tamron SP 45mm F/1.8 Di VC USD для Canon

Новый нормальный объектив с хорошим потенциалом для портретной съемки

Фокусное расстояние: 45 мм | Эффективное фокусное расстояние (Canon APS-C): 72 мм | Оптическая схема: 10 элементов в 8 группах | Количество лепестков диафрагмы: 9 | Минимальное расстояние фокусировки: 0,29 м | Диаметр резьбы под фильтр: 67 мм | Размеры: 80×92 мм | Вес: 540г | Цена: от 35 490,00 р. до 48 990,00 р.

+ Впечатляющие резкость и контрастность
+ Защита от воздействия погодных условий
+ Отличная сборка, удобство в обращении

— Незначительные искажения

Одна из особенностей всех последних объективов Tamron — наличие оптической стабилизации, отсутствующей у оптики Canon и Sigma в этом обзоре.

При съемке портретов в помещениях, при слабом освещении, даже на f/1.4 или f/1.8 может потребоваться более длинная выдержка, если вы не хотите увеличивать значения ISO, которые могут ухудшить качество изображения. Высокоэффективная технология стабилизации изображения, Tamron VC, по заявлению производителя, компенсирует до 4 стопов по экспозиции, что позволяет использовать значительно более длинные выдержки при съемке с рук.

Качество сборки, качество работы системы автофокуса и, что еще более важно, качество изображения находятся на высоте. Резкость и контрастность впечатляют, даже на максимально открытой диафрагме; при этом боке красивое, мягкое, “кремовое”

В отличие от Sigma 50mm f/1.4 DG HSM A, этот объектив не лишен искажений, но бочкообразная дисторсия заметна куда меньше, чем у обоих 50-мм объективов Canon в этом обзоре.

Стабилизатор изображения

Стабилизатор изображения компенсирует микродвижения камеры во время съемки, предотвращая таким образом получение смазанных кадров.

Как вы знаете, чтобы получить резкий кадр, ваша выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию. То есть при фокусном расстоянии 160 мм, выдержка должна быть минимум 1/160, а лучше 1/200 и короче.

Как правило механизм стабилизации встраивают в объектив, исключение из этого правила — компания sony, которая устанавливает стабилизатор непосредственно в камеру.

Объективы Nikon и Canon снабжают стабилизатором отдельные модели объективов. Как правило, это телеобъективы, — изображения, снятые ими, чаще страдают от шевеленки. Благодаря стабилизатору можно выиграть 2 ступени, это дает возможность снимать без штатива при меньшей освещенности. Естественно, цена на объективы, оснащенные стабилизатором, заметно выше.

Исходя из этого и из опыта работы мы очень рекомендуем выбирать телеобъектив со стабилизатором.

При студийной съёмке со штатива стабилизатор следует отключать.

Зум-объектив

Так называют объективы с переменным фокусным расстоянием. Современные производители могут порадовать Вас огромным ассортиментом объективов такого типа. Такие объективы действительно удобны: один такой объектив может заменить несколько. Можно более точно выстроить композицию, значительно повысить оперативность работы, например в репортажной, свадебной или спортивной съемке. Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд.

У зум-объективов есть недостатки. Короткофокусные зум-объективы страдают дисторсией, и чем короче фокусное расстояние (больше поле зрения), тем выше дисторсия. По светосильности такие объективы подразделяются на две категории: с постоянной и переменной диафрагмой. В случае с переменной диафрагмой светосила меняется в зависимости от изменения фокусного расстояния. Например, у объектива 28-70 при фокусном расстоянии 28 мм значение диафрагмы (светосила) — 2,8, а при 70 мм — 4. Это ухудшает удобство использования. У таких объективов светосила тем меньше, чем больше фокусное расстояние. У объективов с постоянной диафрагмой таких недостатков нет. Как говорится, за все в мире нужно платить, и за постоянную светосилу зум-объективов. Они, как правило, стоят в 1,5 — 2 раза дороже, чем с переменной диафрагмой.

«Зумы» и «фиксы»

Фокусное расстояние объектива определяется его конструкцией, и потому в древности у всех объективов ФР было фиксированным (отсюда жаргонизм «фикс»). Тогда считалось, что для получения максимального качества картинки оптическая формула объектива (т.е. количество, форма и взаимное размещение линз, из которых он состоит) для широкоугольных, нормальных, телефото и прочих типов объективов должна быть различной. По мере накопления опыта и совершенствования оптических технологий стало понятно, что иногда можно слегка пожертвовать качеством в угоду удобству – которое обеспечивается переменнымфокусным расстоянием. По-русски официально это называется трансфокация, «в народе» же укоренилась калька с английского – «зум» (zoom).

На зум-объективе два кольца: трансфокации и фокусировки.
Маркировка указывает пределы изменения фокусного расстояния
и светосилу объектива в широкогоугольной позиции  и в положении телефото

Диапазон зумирования (трансфокации) указывают как пару из минимального и максимального ФР (например, 18-55 мм), либо как кратность (скажем, 24х). В последнем случае понять, какие конкретно минимальное и максимальное фокусные расстояния присущи этому объективу, из одной только цифры «24х» невозможно, так как это может быть и 10-240 мм, и 20-480 мм и т.д.

Для множества фотозадач возможность оперативно изменить фокусное расстояние без смены объектива оказалась настолько ценной, что за последние 30 лет зум-объективы сильно потеснили «фиксы». И большинство фотографов скорее откажется от возможности ручной фокусировки, чем от рычажка зума на камере либо кольца на объективе. Надо полагать, не последнюю роль здесь сыграла и банальная человеческая лень, ведь «приблизить» либо «отдалить» картинку, не сходя с места, чаще всего намного легче, чем подойти либо отойти от объекта съемки. О том же, что изменение фокусного расстояния сказывается не только на размерах картинки в видоискателе, но и на передаче перспективы (из-за разного расстояния от камеры до объекта), задумываются лишь очень немногие. Дошло до того, что в искажениях пропорций лица и частей тела людей на фото при съемке с близкого расстояния на «широкий угол» неопытные фотографы обвиняют… «искажения китового зума», пребывая в полной уверенности, что в дорогих зум-объективах этого эффекта нет. Хотя для того, чтобы понять причины этого явления, любому человеку достаточно воспользоваться свои врожденным «объективом», внимательно присмотревшись и собственными глазами убедившись в зависимости передачи перспективы и пропорций от расстояния до объекта, на который смотришь.

На «фиксах» только одно кольцо – фокусировочное.
Маркировка такого объектива прямо указывает на
постоянное фокусное расстояние и светосилу

У объективов с фиксированным ФР, в просторечье «фиксов» (англ. prime lens), все же остались перед зумами весомые преимущества. Во-первых, их конструкция проще, поэтому сами объективы обычно меньше, легче и стоят дешевле, чем зумы в том же диапазоне. Во-вторых, оптическая формула «фикса» специально оптимизирована для получения наилучшего качества передачи картинки на данном ФР, а не является компромиссом, как у зумов. Поэтому если вы хотите получать снимки с наилучшим разрешением и практически без искажений, имеет смысл предпочесть «фикс». Наконец, в объективах с фиксированным ФР намного проще получить столь желанную характеристику, как высокая светосила объектива, о чем подробнее ниже.

Виды объективов и их применение

Для зеркального фотоаппарата характерно наличие различных видов объективов. В случае, если камера оснащена несъемным объективом, оправа будет встроена в конструкцию прибора. Но больше пользуются популярностью модели со съемным типом объективов. На сам объектив можно крепить различные фильтры, в зависимости от методов и места съемки. Размеры объектива тоже могут сильно различаться.

Итак, рассмотрим, какие бывают объективы.

Китовый

Кит-объективы предпочитают в основном новички. Он представляет собой оптику, поставляющуюся в комплекте с телом фотоаппарата. Углы обзора кит-оптики практически идентичны таковым у людей, без учета периферического зрения. Этот факт делает кит-оптику довольно популярной, такие приборы легко и удобно использовать при повседневной съемке, для постановки несложных кадров. Иногда кит называют штатным или комплектным объективом. Это универсальная вещь для широкого круга применения. Китовый объектив отличается невысокой ценой, а также возможностью делать фото практически в любом формате: от движущегося объекта до портрета или микросъемки. При этом качество конечного снимка варьируется от низкого до довольно высокого.

Широкоугольный

Виды объективов для зеркальных фотоаппаратов включают в себя и широкоугольный формат. Это оптика с широким спектром видимости (от 60 градусов и более). При помощи такой оптики очень удобно снимать группу людей и делать фото в тесных помещениях. Задний фон при этом остается слегка размытым. Расстояние фокуса может достигать 28 мм. Такие объективы стоят больших денег, но их покупка в большинстве случаев бывает оправдана. Используются для свадебной и интерьерной съемки, а также пейзажей.

Рыбий глаз

Это оптика с неисправной дисторсией. Угол видимого поля данного объектива составляет целых 180 градусов. Расстояние фокуса от 4,5 до 15 мм.

Иногда такой объектив еще называют «фишай». При помощи такой оптики удобно делать круговое и диагональное фото. Используя «рыбий глаз», чаще всего делаются городские снимки, а также фотографии экстремальных видов спорта.

Объектив для макросъемки

Как становится понятно из названия, это объектив, предназначенный для фотосьемки мелких объектов. Как правило, такая оптика позволяет брать крупные планы с короткого расстояния. Расстояние фокуса от 50 до 180 мм. Максимальное значение диафрагмы составляет f/2/8. Особенностью данной оптики является возможность наведения крупного плана на маленькие объекты, а также высокая резкость снимка и хорошая цветопередача. Чаще всего используется в натуральной съемке (насекомые, цветы и т.д).

Длиннофокусный

Оптика с длинной дистанцией фокуса от 70 до 300 мм. Видимость составляет от 39 градусов. Такая оптика бывает двух видов: длиннофокусная и телеобъектив. В связи с размытостью границ, на сегодняшний день оба эти понятия окончательно перемешались и стали тождественны. Используется для фотосъемки подвижных объектов и мероприятий: спортивных соревнований, мгновений из мира природы.

Длиннофокусный объектив на Canon

Телеобъектив на Canon

Портретная оптика

Объектив с расстоянием фокуса, которое при работе остается без изменений. Больше всего подходит для портретов. Обладает высокими показателями светосилы. Портретный объектив позволяет маскировать небольшие дефекты кожи.

Что такое объектив – назначение

Объектив – это составляющая часть любого устройства, снимающего фото или видео. В него входит система линз, а главной задачей фото-объектива является точная передача света на матрицу или пленку фотоаппарата. Именно свет дает человеку возможность видеть предметы, именно его, отраженного от объектов, мы видим с помощью глаз. Само изображение возникает после обработки мозгом информации, полученной от света. Поэтому в кромешной темноте мы не видим абсолютно ничего. Также, подобно глазам, работает объектив, принимая отраженный от объектов свет и передавая его на матрицу фотокамеры.

В любом объективе имеется диафрагма – система лепестков, регулируя которые можно увеличивать или уменьшать отверстие для дозирования светового потока. В человеческом глазу данную функцию выполняет зрачок, расширяющийся в темноте и сужающийся при ярком свете.

Любая фотокамера со сменной оптикой может быть применена для любых возникающих задач, однако многие параметры, влияющие на конечный результат, зависят именно от оптики. К таким параметрам относятся: светосила, стабилизация, фокусировка, дальность и угол обзора (фокусное расстояние), искажение картинки.

Стоит отметить, что абсолютно универсальных объективов хорошего качества не бывает. Оптика, позволяющая снимать пейзажи и луну в больших масштабах не может быть качественной и дешевой. Самые качественные снимки приносят фото-объективы исключительно с фиксированным фокусным расстоянием, то есть вообще без зума. Такое «стекло» будет обладать отличными характеристиками, хорошей светосилой, при этом стоить относительно недорого. Но в погоне за универсальностью, дабы не носить с собой 5-6 «фиксов» (объектив с фиксированным фокусным расстоянием), на рынке есть зум-объективы. Но и они имеют узкие пределы и используются в разных жанрах и в разных целях.

Устройство объектива – линзы и диафрагма

Объектив состоит из набора линз, изготовленных из специального оптического стекла/пластика, оправы и диафрагмы. В лицевой части объектива установлена основная оптическая линза, которая осуществляет сбор световых лучей окружающего мира. Затем размещаются другие оптические линзы, которые предназначены для правильного преломления света. В современных видеорегистраторах может быть установлено от 3 до 7 линз.

Главная цель системы линз заключается в формировании максимально четкого изображения путем уменьшения отклонений светового потока (аберраций). Аберрации приводят к снижению резкости и контрастности изображения. Пример оптической аберрации:

Линзы могут быть склеены друг с другом, либо разделены воздушным пространством. Но их положение рассчитывается с точностью до одного микрона, чтобы конечное изображение было резким и четким. Для точной и надежной установки линз используется металлическая оправа, которая изготавливается индивидуально под каждый объектив. Оправа также защищает оптическую систему от климатических и механических воздействий.

Схема устройства объектива

Как было сказано ранее, линзы изготавливаются из специального оптического стекла, которое может быть разного сорта. Стекло, используемое для изготовления линз, обладает идеальной прозрачностью и гладкостью, оно не может иметь каких-либо структурных изменений.

Существует альтернатива стеклянным линзам – пластиковые. Встречаются такие линзы на самых дешевых видеорегистраторах, так как они намного хуже пропускают свет, чем стеклянные, а также со временем тускнеют из-за постоянного воздействия ультрафиолета. Единственное преимущество пластиковых линз – малые вес и низкая цена. Мы настоятельно рекомендуем отказаться от покупки видеорегистратора с пластиковыми линзами. Сейчас есть масса бюджетных устройств со стеклянным объективом.

Сразу за оптической системой из линз в металлическом корпусе располагается диафрагма объектива (апертура). Диафрагма представляет собой круглую светонепроницаемую заслонку из металлических лепестков с отверстием в центре. Главное назначение диафрагмы – это контроль светового потока, проходящего через объектив.

Отверстие в центре диафрагмы объектива

Через отверстие в центре диафрагмы свет из окружающего мира попадает на матрицу видеорегистратора. Данное отверстие может быть как регулируемым, так и нет. Нерегулируемые диафрагмы, как правило, используются в стационарных камерах, которые не требуют постоянной настройки фокуса и резкости. Регулируемые бывают ручного и автоматического типа. Ручные — устанавливаются в электронные и зеркальные фотоаппараты, а вот автоматические встречаются преимущественно в видеокамерах и видеорегистраторах.

Путем изменения размера центрального отверстия диафрагмы происходит изменение количество света, попадающего на матрицу устройства. Из этого следует правило: чем меньше диаметр отверстия, тем меньше света попадает на матрицу и наоборот. То есть уменьшение диафрагмы происходит тогда, когда вы хотите увеличить резкость кадра и уменьшить освещенность.

Дело в том, что изображение, формируемое объективом, всегда имеет наибольшую резкость в центральной точке, а объекты, расположенные ближе к краям линз, обладают меньшей резкостью. Так вот, если мы будем уменьшать диаметр отверстия диафрагмы, то резкость этих объектив начнет расти, но будет падать общая освещенность кадра. Но бывают и обратные случаи, когда освещенность кадра нужно повысить, тогда отверстие диафрагмы увеличивают. В видеорегистраторе все эти процессы происходят автоматически в зависимости от условий съемки.

Также следует отметить, что конструкция объектива также включает в себя дополнительные устройства такие, как автофокус и механизм стабилизации.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — основная характеристика объектива. Не вдаваясь в теорию оптики, упростим описание и скажем, что фокусное расстояние отражает, насколько объектив приближает или отдаляет объекты.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем более крупное, «приближенное» изображение мы получим при съемке с одной и той же точки. И наоборот, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем более широкая панорама уместится на фотографии.

От фокусного расстояния зависят угол зрения объектива и перспектива снимка. Увеличение фокусного расстояния уплотняет перспективу, тем самым приближая задний план к переднему. Уменьшение фокусного расстояния растягивает перспективу, увеличивая расстояние между передним и задним планами.

Угол зрения и искажение перспективы отчетливо видно на следующем примере.

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и указывается для полнокадровых матриц (сенсор размером 24х36 мм).

Как вы знаете, в любительские камеры устанавливают матрицы меньшего размера. Соотношение размера полнокадровой матрицы к любительской называется кроп-фактором. А меньшая матрица называется кропнутой.

Как это работает. Объектив проецирует изображение так, что оно вписывается в полнокадровую матрицу. Если на этом месте стоит кропнутая матрица, она просто обрезает картинку по краям, как это показано на изображении.

Каждый производитель использует собственное значение кроп-фактора. Canon — на модели 1D -1,3, на любительских -1,6. Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5. Olympus и Panasonic — 2.

Фокусное расстояние на кропнутой матрице называется так же эквивалентным фокусным расстоянием. Для пересчета фокусного расстояния для кропнутой матрицы вам достаточно умножить значение кроп-фактора на фокусное расстояние. Например, 24 мм на полнокадровой матрице составит 36 мм на кропнутой камере Nikon.

Хотя следующее заявление с технической точки зрения неверно, но для простоты можно считать, что при прочих равных камеры с кропнутой матрицей «приближают» изображение.

Как вы понимаете, с кропнутой матрицей может работать любой объектив. Так же существуют объективы, созданные специально для кропнутых матриц, которые проецируют изображение на маленькую матрицу. Если использовать такой объектив с полнокадровой матрицей, он будет работать, но будет проецировать изображение только на центральную часть матрицы.

Очень наглядно различные фокусные расстояния показаны в симуляторе объективов на сайте nikon.ru. В данном симуляторе несколько фотографий сняты с помощью различных фокусных расстояний, что позволяет наглядно понять, как с изменением фокусного расстояния меняется перспектива и глубина резкости.

Дабы не путаться, все описанное далее в тектсте будет относиться к полнокадровой матрице.

Исходя из фокусного расстояния, все объективы условно разделяются на сверхширокоугольные, широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

  • Сверхширокоугольные — от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм
  • Широкоугольные — 24 до 35 мм
  • Нормальные — 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние по перспективе максимально приближено к человеческому глазу
  • Длиннофокусные (телеобъективы) — от 85 мм
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий