Патефон

Патефон. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Производители

Подлинно старинный аппарат фирмы «Патэ» или других европейских производителей, выпущенный до 1920 года, является колоссальной редкостью. Поэтому основная часть антикварных патефонов произведена уже в СССР, более того, преимущественно после 1938 года. Вероятно, это связано с тем, что более ранние модели оказались к моменту сворачивания выпуска полностью изношены.

Но оно продолжалось недолго — по известным причинам вскоре предприятию пришлось изменить специализацию. А также выпуском их занимались:

  • завод Ордена Ленина «Молот»;
  • Московский, Ленинградский и Владимирский патефонные заводы;
  • московский (затем вывезенный в Казань) завод при объединении точной индустрии;
  • кооперативная фабрика «Красногвардейск»;
  • патефонный завод Днепропетровска;
  • велосипедный завод имени Фрунзе, расположенный в Пензе.

Более редкие изготовители:

  • ткацкая фабрика «Пионер» (между 1925 и 1933 годами);
  • Апрелевский завод (впервые освоивший выпуск винила);
  • артель «Граммофон»;
  • английские модели HMV.

Большую популярность среди коллекционеров имеет не только «Ленинград», но и «Дружба». Любопытно, что даже современные фирмы нередко выпускают патефоны, хотя чаще это их имитации. Наряду с простыми версиями, есть и те, что способны копировать звук с пластинок на флеш-карты, либо управляемые дистанционно. Иногда реализовано и подключение к внешним акустическим системам. Яркие примеры:

  • AR-003 Leader;
  • Camry CR 1149;
  • Crosley Keepsake USB;
  • Weltbild Nostalgia.

Что лучше?

Сказать, какое из выше упомянутых устройств лучше, а какое хуже, невозможно. Каждый сам определяет для себя фаворита

Конечно, если брать во внимание функционал, технические параметры и возможности, здесь ни у кого не возникнет сомнения в том, что патефон был на шаг впереди. Если же для потребителя важна громкость, безусловно, подойдет граммофон

Сегодня, конечно, мало кто наслаждается музыкой, воспроизводимой данными устройствами, но иметь этот чудо-прибор в своей коллекции хотели бы многие. Отдельные модели и граммофонов, и патефонов можно увидеть в музеях, где хранятся различные раритеты из музыкальных эпох. Купить подобные устройства в настоящее время можно разве что у частных коллекционеров.

О происхождении патефона и граммофона смотрите в следующем видео.

Как правильно пользоваться патефоном?

Важно понимать, что граммофон и патефон – не одно и то же, поэтому невозможно проиграть патефонную пластинку на граммофоне, как и наоборот. Пластинки нужно всегда протирать от пыли, потому что пыль мешает чистому звучанию пластинок

Также рекомендуется заменять иголку после каждого прослушивания, потому что тупая игла может оставлять царапины на пластинке, что неизбежно приводит к «треску», по которому можно узнать виниловую запись.

Иголку ни в коем случае нельзя устанавливать перпендикулярно пластинке – ценители считают, что эталонным будет отклонение в 45-50 градусов, но это зависит исключительно от модели проигрывателя. Не лишним является плавность хода тонарма – если в сложенном виде его подтолкнуть, он должен поддаться и переместиться. Вес тонарма тоже играет роль в воспроизведении, ведь слишком тяжёлый элемент может обеспечить усиленное давление на пластинку, что исказит истинное звучание.

Немного истории

Может показаться весьма странным, что только в самом конце XIX столетия начали появляться первые звуковоспроизводящие устройства. В 1877 году создается фонограф, а 11 годами позже — граммофон.

Строго говоря, впрочем, речь о полноценном изобретении не шла. Эта новая разработка выглядит не так, как граммофон, однако технически именно его подвидом и является. Инновация Кеммлера состояла в том, чтобы:

  • уменьшить трубу;
  • поместить ее в корпусе;
  • добиться таким образом компактности устройства и позволить его переносить.

Принцип работы не изменился, по сути, хотя и подвергся некоторой корректировке. Мало того, само название «патефон» появилось в результате сращивания корпоративного бренда со словом «фон», то есть звук. Нигде за пределами нашей страны оно неизвестно. Стоит отметить, что это устройство появилось не в том самом виде, в каком сошло со сцены, уступив место более продвинутой технике. Изначально прокручивание пластинок обеспечивалось исключительно механическим «заводом».

Патефоны ранних годов выпуска почти не сохранились, да и количество сделанных до 1920-х годов было очень невелико. Настоящий расцвет этих устройств наступил в предвоенное десятилетие.

Между 1930 годом и концом 1950-х патефоны были крайне популярны. Их слушали и дома, и в городских парках. Такие аппараты и пластинки для них выпускались довольно многими предприятиями. Даже появившиеся в 1940-х электрофоны далеко не сразу вытеснили патефон; за границей, к слову, ситуация складывалась так же. Только в середине 1950-х выпуск граммофонов и патефонов, а также пластинок для них, пошел на убыль, и вскоре их окончательно вытеснили магнитофоны.

Патефон — переносной вариант граммофона

В 1907 году фирма братьев Пате представила более миниатюрный и лучше приспособленный к переноске вариант граммофона. Назвали аппарат патефоном. Принцип завода и проигрывания пластинок был тот же. А вот громоздкую трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься. Таким образом, старый патефон по автономности и возможности воспроизведения музыки в разных условиях легко бьет суперсовременные девайсы. Ему не нужны были ни электричество, ни элементы питания.

Звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона, но это искупала компактность и переносимость. Кроме того, громкий звук патефона был весьма важен во время Первой мировой войны, когда фронт практически не двигался, а в окопах сидели миллионы людей. В исторических книгах и справочниках подсчитано количество солдат, орудий и пулеметов на километр фронта. Даже километры колючей проволоки посчитаны. А вот патефоны не считали, хотя их было на фронте несколько десятков, а то и сотен тысяч.

Общие черты

Сначала будет уместно разобраться, что представляют собой каждое из вышеупомянутых устройств.

Граммофон

Сегодня граммофон по праву считается раритетным атрибутом с большой историей, который можно найти на чердаке дома пожилых людей или у меломанов-коллекционеров. Но это сейчас, а в XIX веке он был чем-то невероятным, умопомрачительным.

Первый граммофон появился на свет в 1887 году. Его изобрел американский инженер Э. Берлинер. Внешне устройство напоминало ящик, достаточно большой и громоздкий, на котором удерживалась и крутилась пластинка. Звук, записанный на нее, воспроизводился при помощи специальной иглы через рупор-трубу.

Звуковой сигнал, который издавал агрегат, нельзя было назвать качественным и громким, а сама конструкция часто выходила из строя. Конечно, прибор постоянно совершенствовался, но особого успеха и ожидаемого спроса на него так и не произошло. Именно в этот момент и появилась новинка – патефон.

Патефон

Это усовершенствованный, портативный граммофон, который появился в 1913 году в Великобритании и предназначался для нужд армии. Данное устройство имело вид чемоданчика с ручкой и пользовалось большим спросом, так как по сравнению с его предшественником имело ряд преимуществ и особенностей. Основными плюсами были компактность и чистое звучание, правда, при небольшой громкости.

Название «патефон» в России этот прибор получил от французского производителя «Патэ» – эта компания первой начала их поставлять в нашу страну.

Теперь давайте определим, в чем же сходство этих двух по-настоящему раритетных сегодня и достаточно востребованных ранее устройств для воспроизведения музыки:

  • назначение – оба устройства использовались для проигрывания музыкальных произведений;
  • в качестве носителя звука применялась специальная виниловая пластинка;
  • наличие металлического раструба.

Также хотелось бы сказать о том, что ни одно из вышеупомянутых устройств не могло похвастаться совершенной и надежной конструкцией. Даже несмотря на то, что для их производства использовались качественные сырье и материалы, а сам процесс изготовления занимал много времени, они часто ломались. Чаще всего приходилось выполнять замену иглы, которая скользила по канавкам грампластинки и быстро изнашивалась.

Несмотря на то, что граммофон считается прародителем патефона, и именно его конструкция и функциональные возможности брались за основу и пример при создании патефона, общего у этих двух устройств не так уж и много.

История создания

С давних пор человечество стремилось сохранить информацию на материальных носителях. И наконец, в конце 19 века появилось устройство для записи и воспроизведения звуков.

Это устройство независимо друг от друга придумали Шарль Кро и Томас Эдисон. Оно было крайне несовершенным.

Носитель информации представлял собой цилиндр из оловянной фольги, который закреплялся на деревянной основе. На фольгу записывалась звуковая дорожка. К сожалению, качество воспроизведения было очень низким. Да и воспроизводить ее можно было только один раз.

Томас Эдисон предполагал использовать новое устройство в качестве аудиокниг для слепых людей, заменителя стенографисток и даже будильника. О прослушивании музыки он не помышлял.

Шарль Кро не нашел инвесторов для своего изобретения. Но опубликованные им работы привели к дальнейшему совершенствованию конструкции.

За этими первыми разработками последовал графофон Александра Грэма Белла. Для хранения звука применялись восковые валики. На них запись можно было стирать и использовать их повторно. Но качество звука все равно оставалось низким. А цена была высокой, поскольку массово производить новинку было невозможно.

Наконец, 26 сентября (8 ноября) 1887 года была запатентована первая успешная система записи и воспроизведения звука. Изобретатель – немецкий иммигрант, работающий в Вашингтоне, по имени Эмиль Берлинер. Этот день считается днем рождения граммофона.

Новинку он представил на выставке института Франклина в Филадельфии.

Новое устройство обладало серьезными преимуществами – качество воспроизведения было гораздо выше, искажения ниже, а громкость звука выросла в 16 раз (или на 24 Дб).

Первая в мире граммофонная пластинка была цинковой. Но вскоре появились более удачные эбонитовые и шеллаковые варианты.

Шеллак – это природная смола. В нагретом состоянии она очень пластичная, что позволяет изготавливать пластинки методом штамповки. При комнатной температуре этот материал очень прочный и износоустойчивый.

При изготовлении в шеллак добавляли глину или другой наполнитель. Он использовался вплоть до 1930-х годов, когда стал постепенно вытесняться синтетическими смолами. Сейчас для производства пластинок используется винил.

Эмиль Берлинер в 1895 году основал свою собственную компанию для производства граммофонов – Berliner» s Gramophone Company. Широкое распространение граммофон получил в 1902 году, после того как на пластинки были записаны песни Энрико Карузо и Нелли Мельба.

Популярности нового устройства способствовали грамотные действия его создателя. Во-первых, он выплачивал гонорары исполнителям, которые записывали свои песни на пластинки. Во-вторых, он использовал удачный логотип для своей фирмы. На нем была изображена собака, сидящая рядом с граммофоном.

Конструкция постепенно совершенствовалась. Появился пружинный двигатель, которой устранил необходимость раскручивать граммофон вручную. Его изобретателем был Джонсон.

В СССР и мире производилось большое количество граммофонов, и приобрести его мог каждый. Корпуса самых дорогих экземпляров изготавливались из чистого серебра и красного дерева. Но и цена была соответствующей.

Граммофон оставался популярным вплоть до 1980-х годов. Затем его вытеснили катушечные и кассетные магнитофоны. Но до сих пор старинные экземпляры служат предметом статуса владельца.

Кроме того, у него есть свои поклонники. Эти люди небезосновательно считают, что аналоговый звук с виниловой пластинки более объемный и насыщенный, чем цифровой с современного смартфона. Поэтому пластинки выпускаются до сих пор, а их производство даже увеличивается.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.

Привод

Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.

Он работает таким образом.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.

При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.

Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри нее расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.

Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.

Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.

Рупор

Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.

В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.

Корпус

В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.

В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.

На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.

Несмотря на одинаковое внутреннее строение, граммофоны различаются между собой.

Граммофонная компания

Берлинер основал «The Gramophone Company» для массового производства своих граммофонных пластинок, а также граммофонов для их воспроизводил. Для продвижения своей граммофонной системы, Берлинер сделал две вещи. Во-первых, он убеждал популярных артистов записывать свою музыку, используя свою систему. Два известных артиста, подписавших контракт с компанией Berliner, были Энрико Карузо и Нелли Мельба. Второй умный маркетинговый шаг Берлинер был совершен 16 июля 1900 года, когда он использовал фотографию Франциска Браро в качестве официального товарного знака своей компании«Ниппер». На фотографии была изображена собака сидящая рядом с граммофоном. Позднее Берлинер продал лицензионные права на патент граммофона и компании Victor Talking Machine Company (RCA), которая впоследствии превратила граммофон в самый успешный продукт в Соединенных Штатах. Между тем, Берлинер продолжал вести дела в других странах. Он основал Berliner Gram-o-phone Company в Канаде, Deutsche Grammophon в Германии и британскую компанию Gramophone Co., Ltd.

Как выбрать?

Основная проблема при покупке – обилие дешевых (и дорогих) подделок. Они солидно выглядят и могут даже играть, но качество звука будет плохим. Тем не менее, его достаточно для нетребовательных любителей музыки

Но при покупке престижной вещи обратите внимание на ряд моментов

  • Раструб не должен быть складным и разъемным. На нем не должно быть рельефов и гравировок.
  • Оригинальные корпусы старинных граммофонов были почти исключительно прямоугольными.
  • Ножка, держащая трубу, должна быть качественной. Она не может выгладить дешево.
  • Если в конструкции есть раструб, на звуковой коробке не должно быть посторонних вырезов для звука.
  • Цвет корпуса должен быть насыщенным, а сама поверхность – лакированной.
  • Звук на новой пластинке должен быть чистым, без хрипов и дребезжания.

И главное – новое устройство должно нравиться пользователю.

Найти ретро-граммофоны в продаже можно в нескольких местах:

Главное – внимательно осмотреть устройство, чтобы не нарваться на подделку. Желательно послушать его перед покупкой. Наличие технической документации приветствуется.

Это интересно: История граненого стакана

Какими бывают?

Устройства различаются между собой по некоторым конструктивным особенностям.

По типу привода

  • Механические. В качестве двигателя используется мощная стальная пружина. Достоинства – отсутствие потребности в электричестве. Недостатки – низкое качество звука и срок службы пластинок.
  • Электрические. Они называются патефонами. Достоинства – простота эксплуатации. Недостатки – обилие «конкурентов» для проигрывания звука.

По варианту установки

  • Настольный. Компактный переносной вариант. Некоторые модели производства СССР имели корпус в виде чемодана с ручкой.
  • На ножках. Стационарный вариант. Имеет более презентабельный внешний вид, но меньшую мобильность.

  • Бытовой. Применяется в помещениях.
  • Уличный. Более неприхотливая конструкция.

  • из красного дерева;
  • из металла;
  • из дешевых пород древесины;
  • из пластика (поздние модели).

По виду воспроизводимого звука

  • Монофонические. Простая однодорожечная запись.
  • Стереофонические. Могут воспроизводить левый и правый канал звука отдельно. Для этого используются двухдорожечные пластинки и сдвоенная звуковая коробка. Игл также две.

Удачно выбранный граммофон демонстрирует статус своего владельца.

Патефон в СССР

В СССР патефон был основным «музыкальным центром» начиная с 20-х годов. Выпускался он артелями (в годы НЭПа), а затем множеством заводов в разных городах Советского Союза. Кроме обычных, пружинных патефонов, был освоен выпуск патефонов, работающих от электрической сети. Несколько заводов выпускали грампластинки, аксессуары, иглы.

Об иглах для патефонов можно сложить сагу. Дело в том, что металлические иглы быстро тупились, и их нужно было менять практически после каждой пластинки. Вставлялись и вынимались из иглодержателя легко. Выпускалось игл много, и продавались они от десятка до нескольких сотен в коробке. Были, правда, более крепкие сапфировые иглы. Но, как и многое другое в СССР, они попадали в разряд дефицита, да и стоили дороже.

С начала 50-х годов в массовой продаже появились радиолы, где в один корпус был встроен радиоприемник и проигрыватель грампластинок, и эра патефона закончилась довольно быстро.

История патефона

Согласно историческим источникам, автоматизировать проигрывание музыки пытались ещё в XI-м веке в древней Персии – был орган, работающий за счет гидравлической силы, изобретенный учеными-братьями Бану Муса. Спустя какое-то время эти же братья изобрели механическую флейту, способную издавать звуки без участия музыканта. Достоверные описания механизма этого изобретения не дошли до наших дней.

С тех пор было немало попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без особой помощи человеческой руки. Наиболее удачной стала попытка Томаса Эдисона: в 1877 году был изобретён фонограф. Это был совершенно неидеальный аппарат, дающий звук плохого качества, а пластина, на которую он записывался, была недолговечной.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлический иглой, что никак не могло обеспечить хорошее качество воспроизведения. Несмотря на все эти недостатки, это было настоящим прорывом. С тех пор появлялось огромное количество различных конфигураций фонографа, которые успешно использовались вплоть до тридцатых годов двадцатого века.

Первые граммофоны были массивными и непрактичными. Ввиду отсутствия регулятора громкости прослушивание музыки в небольших помещениях было даже опасно ввиду большой громкости воспроизводимого звука.

Самый первый патефон появился в 1907 году благодаря одному служащему фабрики «Патэ», который предложил рупор граммофона перенести внутрь корпуса, что обеспечивало малогабаритность. В массовое производство портативные граммофоны пустила фирма DEKKA в 1913 году.

Слово «патефон» на территории Советского Союза употребляется неправильно. Часто можно услышать, что патефон – переносная версия граммофона, но основная проблема этого утверждения заключается в том, что у этих устройств разный принцип работы. Говоря о том, о чем обычно думают люди при слове «патефон», мы действительно говорим о портативном граммофоне. Принцип работы был взят у граммофона, а внешний облик – у устройства, чьё название было заимствовано.

Крупные заводы, производившие это устройство на территории СССР:

  • «Молот» — в Вятских полянах.
  • Московский патефонный завод.
  • Ленинградский патефонный завод
  • Ленинградский завод «Грампласттреста».
  • Коломенский патефонный завод.

Со временем патефоны и граммофоны начали вытесняться более современными электрофонами.

Выбор патефона


spbvnl.ru На Авито много объявлений о продаже патефонов, но в большинстве своём отличие только в цене. Состояние примерно у всех одинаковое — плохое.

После просмотра нескольких вариантов я остановился на патефоне ПТ-3 завода Главширпотреб за 3500 ₽. Состояние было удручающим: вмятины на корпусе, обивка порвана, с неотмываемыми пятнами и следами времени, весь металл в полуржавом состоянии. Зато завода пружины хватало на воспроизведение почти 2-х сторон грампластинки.

Совет: При покупке, в первую очередь обращайте внимание на пружину (при полном заводе она должна отыгрывать 2 стороны грампластинки) и полную комплектность. Не советую покупать патефон с сильной ржавчиной

Цена ориентировочно 4 – 5 тысяч рублей.

Принципиальные отличия

И граммофон, и патефон пользовались спросом в свое время. Практически каждый меломан хотел иметь у себя дома это устройство и наслаждаться воспроизводимой им музыкой. Эти два прибора, хоть и были схожими по назначению, все же имели много отличий. Наверное, на это повлиял и опыт предшественников, и время, в которое создавался каждый агрегат.

Итак, разница между приборами заключается в следующем.

  • Внешний вид. Первое, что бросалось в глаза при виде граммофона, – это его большая и громоздкая труба, из которой исходил и усиливался звук, и торчащая ручка, при помощи вращения которой устройство приводилось в действие. А вот у патефона данных конструктивных деталей не было – рупор был встроен в корпус.
  • Звучание. Благодаря тому, что рупор граммофона в виде трубы-резонатора находился снаружи, устройство звучало намного громче. У патефона же рупор находился внутри, что значительно влияло на качество и мощность звучания устройства.
  • Дизайнерское оформление и ассортимент. Каждый граммофон, который создавался, был оригинальным, он отличался от своих предшественников цветом, формой, окантовкой и даже чеканкой трубы. Что касается патефонов, они практически все были одинаковые.
  • Мобильность. Граммофон был очень большим и тяжелым, поэтому брать его с собой в поездку не было возможности, с патефоном все было совсем наоборот. Отсутствие таких деталей, как труба и ручка, давали возможность путешествовать с ним.

Как видим, отличий у этих, казалось бы, идентичных устройств достаточно много, но не стоит забывать, что граммофон создавался на много ранее, чем патефон.

Как использовать?

Самое важное, что нужно запомнить, — стальные иглы понадобятся в очень большом числе. Мягкий сплав быстро выходит из строя, и потому, прослушав 1 сторону диска, приходится менять иглу

Если этого не сделать, острие звукоснимателя будет постепенно портить патефонные пластинки. Беспокоиться по этому поводу не стоит — цена игл невелика.

В прошлом даже выпускались специальные машинки для самостоятельного получения иголок. Как только куплен патефон, нужно провести профилактику. Она подразумевает:

  • нанесение смазки на движущиеся детали;
  • замену сломанных блоков;
  • регулировку устройства под свои вкусы.

Простейший вариант ухода подразумевает использование отверток, салфеток и машинного масла. Если патефон сильно изношен, для его починки потребуются запчасти и вспомогательный инструмент. Процесс разборки и обслуживания устройства таков:

извлечение мотора;
снятие винтов, держащих верхнюю панель;
снятие пластиночного круга;
осторожное удаление лицевой панели;
крепление звукоснимателя мягкой тканью;
снятие потекшей смазки горна;
протирка, по мере надобности реставрация горна;
при необходимости разборка двигателя и замена проблемных участков;
сборка в обратной последовательности;
посадка шайб и прокладок на термоклей, чтобы ничего не вываливалось;
регулировка скорости.

Виниловые носители приобретают обычно в комиссионных магазинах или на интернет-аукционах. Некоторые заказывают их на eBay, но в этом случае плата за доставку будет весьма ощутима. Не стоит думать, что можно сходу включить любую купленную пластинку. Предварительно ее придется вычищать. Обычно это делают щадящими моющими средствами, которые наносят ненужной зубной щеткой.

Двигать щетку при чистке нужно по радиусу. Сильный нажим противопоказан. Наклейки с надписями лучше не задевать. Далее пластинку придется промывать под струей теплой воды и протирать досуха микрофиброй, не оставляющей волосков. Сливеры (пластиночные упаковки) лучше купить дополнительно, потому что поставляемые в комплекте часто изношены.

Иглы ставят не перпендикулярно поверхности носителя, а под углом, заданным в инструкции. Обязательно надо учитывать массу тонарма. Если нужно снять старую смазку с пружины и других частей, можно воспользоваться WD-40.

Рекомендации:

  • хранить патефон в теплом сухом месте;
  • заводить его по часовой стрелке (и даже если предусмотрено другое направление, то всегда только в одну сторону);
  • избегать приложения чрезмерной силы;
  • останавливать завод, как только появляется ощущение усиленного сопротивления, иначе пружина может быть сломана;
  • избегать заведения патефона перед долгим хранением (скрученная и сжатая пластина за пару месяцев может испортиться);
  • опускать иглу на пластинку аккуратно и плавно, когда диск уже крутится;
  • заводить патефон до воспроизведения записи, а не в процессе его.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий