Ламповый усилитель мощности: плюсы и минусы

Ламповый усилитель мощности: достоинства и недостатки. 7 причин выбрать ламповый усилитель для Вашей аудиосистемы.

Как выбрать?

В наши дни промышленность предлагает множество устройств лампового типа, в продаже можно найти бестрансформаторные и гибридные модели, трехполосные и двухполосные, низковольтные, модели низкой звуковой частоты, предназначенные для дома и для профессионального использования.

Для того чтобы подобрать оптимальный ламповый усилитель для колонок, необходимо обратить внимание на определенные факторы

Мощность

Для решения задач, стоящих перед ламповым резистором, подходящим параметром мощности будет уровень в 35 Вт, хотя многие любители музыки только приветствуют увеличение параметра до 50 Вт.

Частота

Оптимальным считается диапазон от 20 до 20000 Гц, поскольку он характерен для человеческого слуха. На сегодняшний день на рынке практически все ламповые устройства имеют именно такие параметры, в секторе Hi-End непросто отыскать оборудование, которое не доходило бы до этих значений, тем не менее, приобретая ламповый усилитель, обязательно проверьте, в каком именно частотном диапазоне он может звучать.

Гармонические искажения

Параметры гармонических искажений имеют принципиальное значение при выборе устройства. Желательно, чтобы величина параметра не превышала 0,6%, а если говорить в целом, то чем меньше будет это значение, тем более качественный звук вы получите на выходе.

Конечно, цена на такие высококачественные изделия становится несопоставимо более высокой в сравнении с моделями конкурентов, но для многих меломанов стоимость зачастую является второстепенным вопросом.

Отношение сигнала к шуму

Большинство ресиверов поддерживают отношение сигнала к уровню шума в пределах 90 дБ, принято считать, что чем больше этот параметр, тем лучше работает система. Некоторые производители даже дают такие отношения, в которых сигнал относится к шуму с показателем 100.

Поддержка коммуникационных стандартов

Это важный показатель, но все же второстепенный, на него можно обратить внимание лишь том случае, если по всем перечисленным выше показателям имеются прочие равные параметры. Ну и, конечно же, при покупке лампового оборудования большую роль играют некоторые субъективные факторы, например, дизайн, качество сборки, а также эргономика и уровень звуковоспроизведения

В этом случае покупатели выбор делают, исходя из своих личных предпочтений

Ну и, конечно же, при покупке лампового оборудования большую роль играют некоторые субъективные факторы, например, дизайн, качество сборки, а также эргономика и уровень звуковоспроизведения. В этом случае покупатели выбор делают, исходя из своих личных предпочтений.

При выборе параметров выходной мощности обязательно учитывайте габариты помещения. К примеру, в комнате 15 кв. м будет более чем достаточно мощностных характеристик в 30-50 Вт, а вот более просторным залам, особенно если вы планируете использовать усилитель с парой колонок, нужно техника, в которой мощность составляет 80 Вт.

Как выбрать?

При покупке качественного предусилителя для звукоснимателя грампластинок либо другого устройства необходимо обращать внимание на ряд факторов. Первоочередными из них являются такие критерии, как входное и выходное напряжение

Выходное напряжение не должно быть меньше входного усилителя. Входная мощность зависит от самого устройства, для которого выбирают предусилитель (например, микрофона, плеера либо телефона).

Важно обращать внимание на коэффициент гармоник, а также линейность в звуковом диапазоне. Выбирая между ламповым и полупроводниковым вариантами, необходимо учитывать свои нюансы. Например, ламповые варианты дают хороший звук, но по параметру отношение сигнал-шум и коэффициенту нелинейных искажений они проигрывают транзисторным аналогам

Они капризней в быту, опасней в эксплуатации и дороже других моделей

Например, ламповые варианты дают хороший звук, но по параметру отношение сигнал-шум и коэффициенту нелинейных искажений они проигрывают транзисторным аналогам. Они капризней в быту, опасней в эксплуатации и дороже других моделей.

При покупке нужна проверка работы устройства

Важно оценить звучание на тихой, стандартной и высокой громкостях. Кроме того, нужно понимать разницу между одно-, двух и трехканальными вариантами

Многоканальные модификации нужны для расширяющихся студий. Кроме того, необходимо учесть тип подключаемого устройства, вписываемость в рабочее пространство, количество каналов и потребность в дополнительных опциях. Помимо регулировки усиления звука, отдельные модели снабжены другими функциями, полезными для записи. Одной из них является НЧ-фильтр, срезающих частоты до 150 Герц. Благодаря ему удается избавиться от шума низких частот.

К другим полезным опциям относится функция включения трансформатора в путь звука. Иные двухканальные усилители оснащены опцией поддержки стереорежима. Она отвечает за равномерную настройку уровня усиления между каналами. За счет этого облегчается работа со звуком при использовании двух микрофонов. Иные преампы снабжены встроенной MS-матрицей, необходимой для записи в технике Mid-Side.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Трансформаторы

Еще один важный момент – использование различных трансформаторов. Как правило, применяются силовой и выходные, которые необходимо подключать перпендикулярно. Таким образом вы сможете уменьшить уровень низкочастотного фона. Трансформаторы следует располагать в заземленных кожухах. Необходимо помнить, что сердечники каждого из трансформаторов также следует заземлить. Не нужно применять экранированный провод, когда будете устанавливать приборы, чтобы не появились дополнительные проблемы. Конечно, это не все особенности, связанные с монтажом. Их довольно много, и все рассмотреть не получится. При установке Hi-End (лампового усилителя) нельзя использовать новые элементные базы. Их сейчас применяют для подключения транзисторов и интегральных микросхем. Но в нашем случае они не подойдут.

Составляющие

Если вы не хотите использовать качественный конденсатор, то можно применить К73-16. Он подойдет, если рабочее напряжение будет больше 350 вольт. Но качество звука будет заметно хуже. Также для такого напряжения подойдут электролитические конденсаторы. К усилителю нужно подключить осциллограф С1-65 и подать сигнал, который пройдет от генератора звуковой частоты. При начальном подключении нужно установить входной сигнал около 10 мВ. Если вам нужно узнать коэффициент усиления, нужно будет использовать выходное напряжение. Чтобы подобрать среднее соотношение между низкими и высокими частотами, необходимо подобрать емкость конденсатора.

Фото лампового усилителя Hi-End вы можете увидеть ниже. Для этой модели были использованы 2 лампы с октальным цоколем. К входу подключен двойной триод, который включен параллельно. Оконечный каскад для этой модели собран на лучевом тетроде 6П13С. В этом элементе вмонтирован триод, который позволяет получить хорошее звучание.

Чтобы настроить и проверить работоспособность собранного устройства, необходимо использовать мультиметр. Если вы хотите получить более точные значения, то следует применять звуковой генератор с осциллографом. Когда вы взяли соответствующие приборы, можно переходить к настройке. На катоде Л1 указываем напряжение около 1,4 Вольт, это получится сделать, если будете использовать резистор R3. Ток выходной лампы необходимо указывать 60 мА. Чтобы сделать резистор R8, необходимо установить параллельно пару резисторов МЛТ-2. Другие резисторы можете применять разных типов. Следует отметить довольно важный компонент – разделительный конденсатор С3. Он не зря был упомянут, поскольку данный конденсатор оказывает сильное влияние на звук прибора. Поэтому лучше использовать фирменный радиоэлемент. Другие элементы С5 и С6 – пленочные конденсаторы. Они позволяют увеличить качество передачи различных частот.

Блок питания, построенный на кенотроне 5Ц3С, стоит найти. Он соответствует всем правилам построения прибора. Самодельный ламповый усилитель мощности класса Hi-End будет иметь качественный звук, если вы найдете данный элемент. Конечно, в ином случае стоит искать альтернативу. В этом случае вы можете использовать 2 диода.

Для лампового усилителя Hi-End можно использовать соответствующий трансформатор, который применялся в старой ламповой технике.

Устранение помех

Позже нужно устранить низкочастотный фон, если, конечно, он присутствует. Также важным пунктом является выбор точки заземления. В этом случае можно применить один из вариантов:

  • Тип соединения – звезда, при котором все «земляные» проводники соединяются в одну точку.
  • Второй способ – прокладка толстой медной шины. На нее необходимо распаивать соответствующие элементы.

Вообще, лучше самостоятельно найти точку заземления. Это можно сделать, определив уровень низкочастотного фона на слух. Чтобы это сделать, нужно постепенно замкнуть все сетки ламп, которые расположены на земле. Если при замыкании последующего контакта снижается уровень низкочастотного фона, то вы нашли подходящую лампу. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо экспериментально устранять нежелательные частоты. Также нужно применить следующие меры, чтобы улучшить качество своей сборки:

  • Чтобы сделать цепи накала радиоламп, нужно применить скрученный провод.
  • Лампы, которые используются в предварительном усилителе, нужно закрывать заземленными колпаками.
  • Также заземлить необходимо корпусы с переменных резисторов.

Если вы хотите питать накал ламп предварительного усилителя, можно применить постоянный ток. К сожалению, это требует подключения дополнительного блока. Выпрямитель будет нарушать стандарты лампового усилителя Hi-End, так как это полупроводниковый прибор, который мы использовать не будем.

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

HI-END усилитель

Любители наивысшего качества звука также могут собрать усилитель на лампах.

Схематическое исполнение может быть разным.

Для изготовления удобно использовать корпус от старого усилителя.

При конструировании внимательно разносят все элементы коммутации.

Затем располагают лампочки непосредственно сверху корпуса, размечают места их установки, монтируют панельки, закрепляют трансформаторы.

Как и в предыдущих конструкциях, выполняют навесной монтаж максимально аккуратно.

Усилитель после сборки работает практически сразу. Если есть соответствующие навыки, можно замерить режимы, в которых работают лампы и подобрать резисторы в катодах. Однако и без этих действий прибор будет работать на отлично. Главное, избежать ошибок в процессе монтажа.

Обладая начальными знаниями в области радиоэлектроники, собрать ламповый усилитель своими руками по предложенным схемам сможет каждый, а как сделать устройство помогут пошаговые инструкции с фото-примерами. Сконструировать действительно качественный усилитель можно даже из доступных деталей, а его звучание будет несравнимым даже со многими современными устройствами.

2.4. Рождение Hi-Fi

Триумфальное шествие в послевоенные годы пришедшей к нам из
Америки концепции Hi-Fi (и аппаратуры данного класса) было связано с рядом
факторов: технических, социальных, психологических, экономических, и понять их
небесполезно.

Технические предпосылки очевидны: появление высококачественных
источников сигналов потребовало, естественно, и аудиооборудования должного
уровня. Речь идет о новых, так называемых виниловых (или долгоиграющих)
грампластинках, системах магнитной записи, а также о радиоприеме в УКВ диапазоне
с частотной модуляцией. Эти источники звукового сигнала отличаются значительно
более широким диапазоном воспроизводимых частот, меньшим уровнем нелинейных
искажений, низкими шумами.

Типичными значениями показателей качества аппаратуры лампового
этапа Hi-Fi (конец 50-х – начало 60-х годов) уже можно считать:

1) коэффициент нелинейных искажений – не более 2-3%;

2) диапазон воспроизводимых частот – по меньшей мере, от 60
Гц до 10-12 кГц;

3) выходная мощность – 4-6 Вт.

В качестве социальных и психологических причин успеха новшества
нельзя не упомянуть общую перестройку жизни на мирный лад, усталость от войны и
политики, ориентацию в большей мере на развлечения. Это хорошо поняли
производители. Вместо прежнего лозунга: “сидя дома, ты сможешь слушать весь
мир”, в массы был внедрен новый: “сидя дома, ты почувствуешь себя как в
концертном зале”.

Концепция “высокой верности воспроизведения” (сокращенно Hi-Fi)
была подкреплена и еще одним: сформировавшейся у широкого потребителя
готовностью тратить на электронную аппаратуру заметно больше денег, чем ранее.

Принцип работы

Вернемся к истории создания ламповых усилителей. Все упомянутые типы конструкций в том либо ином варианте нашли свое применение в современной аудиотехнике. Долгие годы аудиоинженеры искали способы их использования и очень быстро пришли к пониманию, что участок включения экранирующей сетки пентода в схему работы усилителя представляет собой именно тот инструмент, который может коренным образом изменить характер его работы.

При подключении сетки к катоду получается типичный пентодный режим, но если переключить ее на анод, то это пентод будет работать как триод. Благодаря такому подходу стало возможным объединение двух разновидностей усилителей в одной конструкции с возможностью смены опций рабочего режима.

В середине прошлого столетия американские инженеры внесли предложение подключать эту сетку принципиально новым способом, подводя ее к промежуточным отводам обмотки выходного трансформатора.

Так, с режимами радиоламп, по сути, случилось то же самое, что прежде и с классами усилителей, когда связь категорий А и В послужила толчком к созданию комбинированного класса типа АВ, который сочетал в себе самые лучшие стороны обоих предыдущих.

5.10. Неприятности с трансформатором

Если сеточное выпрямление при емкостной связи может создать полезное автосмещение, то при трансформаторной
– возможен нежелательный эффект “обратного” автосмещения.

На схеме, при протекании тока сигнала через первичную обмотку – во вторичной устанавливается режим, когда
“диод” (управляющая сетка-катод) постоянно открыт. В замкнутой цепи будет протекать постоянный ток, равный по величине амплитуде тока сигнала.

Чтобы не допустить такого, нужно либо подавать смещение, не доводя до выпрямления. Либо (если намеренно
используется работа с сеточными токами) применять двухтактные схемы, в которых постоянная
составляющая компенсируется. Впрочем, для каскада с током сетки на правой лампе положительное смещение может быть как раз рабочим.

6.12. Высший пилотаж

В отличие от транзисторов – лампы, так сказать, “малоповоротливы”. Потому-то они иногда вынуждают к
изощренной схемотехнике.

Кажется, совершенно непонятно, как можно реализовать катодный повторитель, имея лампы прямого накала, где катоды
всегда заземлены. Но специалиста не остановит такой пустяк. На левой схеме – как ни странно, полный эквивалент катодного повторителя (быть может, его и стоит
назвать анодным?). Справа – масштабный усилитель с ООС. Попробуйте разобраться сами, как они работают.

Между прочим, схема на
следующем рисунке вовсе не является повторителем, это – обычный усилитель.

Интересно, что в повторителе катодный резистор может в принципе быть подсоединен куда угодно;
даже ко входу (если источник сигнала имеет путь для пропуска тока). Конечно, входное сопротивление при этом снижается, оно равно
(что не так уж и мало, впрочем).

Эта последняя схемка появилась здесь не по причине ее какой-то практической ценности; просто она еще
вынырнет у нас позже, там, где мы и не ожидаем.

Часть []  []  []
[]  []  [] 
[]  [] 

О питании каскада

Выбирая схему выходного каскада, следует принимать во внимание особенности источников питания, в
частности для цепей смещения ламп. Работа усилителя на кратковременных пиковых сигналах. – во-первых, изменения питающих напряжений при увеличении уровня сигнала не должны сколько-нибудь
существенно влиять на усиление и искажения каскада

Если не выполнить это условие, то начало громкого
фрагмента по звучанию будет отличаться от его продолжения

– во-первых, изменения питающих напряжений при увеличении уровня сигнала не должны сколько-нибудь
существенно влиять на усиление и искажения каскада. Если не выполнить это условие, то начало громкого
фрагмента по звучанию будет отличаться от его продолжения.

– во-вторых, изменение всех напряжений питания должны происходить с одинаковой скоростью, чтобы в
переходных режимах не возникало специфических искажений. Это означает, что все источники питания каскада
(анодное питание, напряжение смещения) должны обладать одинаковыми постоянными времени.

Независимо от схемы построения выходного каскада, анодный ток возрастает с увеличением уровня сигнала,
соответственно напряжение анодного питания несколько снижается (если, конечно, не используются весьма
дорогостоящие стабилизаторы напряжения).

В то же самое время абсолютное смещение может увеличиться (-Ucм упадет) либо из-за увеличения тока
через катодный резистор при автосмещении, либо из-за протекания импульсов сеточного тока при ограничении
сигнала в схеме с фиксированным смещением.

Обоим вышеуказанным условиям удовлетворяет правильно сконструированный каскад с автосмещением. Применение
же фиксированного смещения создает ряд проблем. При клипировании (ограничении) сигнала импульсы тока
в сеточной цепи увеличивают отрицательное напряжение смещения, подзаряжая конденсатор фильтра источника
смещения, постоянная времени которого обычно весьма велика для хорошего подавления пульсаций выпрямленного
напряжения. После снятия перегрузки, пониженное напряжение смещения сохраняется на сетке дольше, чем
восстанавливается номинальное напряжение анодного питания.

В общем случае фиксированное смещение позволяет получить с конкретных ламп большую мощность, чем автоматическое,
поскольку имеется свобода выбора наиболее благоприятной рабочей точки каскада. Такое увеличение мощности
может быть и не столь явным, если сравнивать громкость усилителя на слух. Ограничение сигнала имеет
место в любом усилителе. При фиксированном смещении ограничение вызывает специфические искажения, длящиеся
дольше пика перегрузки (см. ранее). В случае применения автосмещения подобные искажения возникают только
на время перегрузки, что гораздо в меньшей степени заметно на слух. Поэтому слушатель, зачастую,
считает, что усилитель с автосмещением отдает большую мощность, чем усилитель с фиксированным смещением,
хотя измерения говорят об обратном.

Гибридный усилитель звука без ООС

Гибридный усилитель звука, который показан на схеме ниже многими меломанами считается одним из лучших аппаратов такого типа вобравший в себя все самое лучшее, что может максимально предоставить ламповый и транзисторный УМЗЧ. Его звучание похоже на двухтактный аппарат выполненный на триодах, но басы намного насыщеннее, быстрее, четче и солиднее. Средняя полоса прозрачная с ярко выраженными деталями, верхние частоты без всяких примесей, которыми грешат транзисторные приборы. Я уже давно подумывал взяться за сборку усилителя мощности с высоким классом

Перебрав различные варианты схем, коих великое множество в интернете, но большее внимание привлекла именно вот эта принципиальная схема

В общем как основа, такое схематическое решение мне абсолютно подходило, тем не менее позднее, по ходу настройки возникла необходимость ее немного модернизировать. Схема то прекрасная, но не хватало там защитных функций. Поэтому я в первую очередь добавил защиту, обеспечивающей мягкий запуск усилителя при включении сетевого напряжения. Усовершенствовал функцию выполняющей автоматическое смещение напряжения на транзисторах MOSFET IRFP140 и IRFP9140. В изначальной авторской разработке, напряжение с выхода ламп значительно терялось в схеме смещения обладающей малым внутренним сопротивлением. Только после того, как я увеличил ее общее сопротивление порядка до нескольких сот кОм, то размах амплитуды на выходе возрос до 30v.

В конечном итоге гибридный усилитель обеспечивает выходную мощность до 200 Вт на каждый канал, при работе на нагрузку 4 Ом. Исходя из того, что выходной каскад аппарата работает в классе А, я заранее предусмотрел установку теплоотводов под полевые транзисторы, а для охлаждения радиаторов дополнительно еще вентилятор. По техническим и звуковым параметрам эта схема очень схожа с известным гибридным усилителем мощности Magnat RV3. Существенное отличие этого усилителя от Магната, это то, что в выходных каскадах последнего реализованы кремневые биполярные транзисторы, а в этом оконечный каскад работает на полевых транзисторах. Именно применение MOSFET-транзисторов исключило необходимость установки дополнительных каналов согласования, исключительно только конденсаторы в качестве переходных элементов.

Говоря об устройствах такого типа как лампово-транзисторный усилитель, стоит отметить, что основная цель в получении высокой мощности на выходе, не в угоду громкости в динамиках, а для воспроизведения качественного, естественного звука.

Также стоить отметить еще одну конструктивную особенность устройства. Что бы обеспечить питающим напряжением ламповый модуль усилителя был использован импульсный блок питания имеющий постоянное выходное напряжение 6,3v и 270v, вследствие чего удалось максимально убрать фон низкой частоты и кардинально снизить уровень шума.

Важное замечание! Представленная здесь схема, как было сказано выше, использовалась как основа. Поэтому у каждого кто возможно планирует ее повторить, есть возможности усовершенствовать ее по своему

Еще хочу добавить, что в процессе тестирования решил полностью убрать каскад установленный между конденсаторами и полевыми транзисторами. На данный момент установлен каскад, задающий смещение на затворах. Основными элементами этого каскада являются переменные, много оборотные резисторы, а также стабилитроны, возможно нужно будет заменить постоянные стабилизаторы на регулируемые.

Обзор видов

В зависимости от схемы работы устройства выделяют однотактные и двухтактные ламповые усилители.

Однотактные

Однотактные конструкции считаются более совершенными с точки зрения качества звуковоспроизведения. Простая схема, минимальное число усиливающих элементов, то есть ламп, а также короткий путь прохождения сигнала обеспечивают звучание самого высокого качества.

Однако обратной стороной является пониженная выходная мощность, которая находится в пределах 15 кВт. Это делает довольно жестким ограничение в плане выбора акустики, усилители сочетаются только с высокочувствительным оборудованием, которое доступно в акустических системах рупорного типа, а также в нескольких классических моделях, таких как Tannoy, Audio Note, Klipsch.

Двухтактные

В сравнении с однотактными двухтактные усилители звучат чуть грубее. Однако их мощность намного выше, благодаря чему становится возможным совместная работа усилителя с большим количеством современных акустических систем.

6.8. Катодный повторитель

В этой схеме, как и ранее, iK = uBX / rK,
uВЫХ = iKRK, отсюда:

.

Если только величина RK не слишком мала, коэффициент передачи близок к единице. В
отличие от каскада с анодной нагрузкой, здесь не поворачивается фаза сигнала.

Катодный повторитель имеет низкое выходное сопротивление для малых сигналов, поскольку на катоде действует
сопротивление лампы со стороны катода, равное 1/S (и параллельно ему включено RK). Принято считать, что он незаменим как раз в
случаях, когда требуется иметь низкое выходное сопротивление, в том числе для согласования с низкоомной нагрузкой. Попробуем разобраться, так ли это.

1) Традиционный усилительный каскад нагружаем в аноде сопротивлением, равным 1/S. Легко убедиться, что
коэффициент передачи и выходное сопротивление сделались такими же, как у катодного повторителя.

2) Исходя из условия наилучшего согласования, подключим к повторителю нагрузку с сопротивлением, равным
1/S. Очевидно, что коэффициент передачи напряжения будет при этом равен 1/2, т.е. повторитель перестал быть таковым.

Получается, что уникальные свойства катодного повторителя – в каком то смысле миф? Однако обычно не замечают еще
одного, действительно полезного его свойства: на вход повторителя допустимо подавать колебания с размахом, значительно превышающим раствор характеристики
(это свойственно, разумеется, и масштабному усилителю)

Так что изредка он может быть полезен: как маломощный оконечный
каскад при работе на не слишком низкоомную нагрузку, когда не требуется усиление напряжения, но важно не внести заметных искажений при больших амплитудах

Вообще-то и эта схема тоже кажется несколько странной; а нельзя ли нижний конец катодного резистора просто
заземлить? Можно. Но на сетку потребуется подать положительное напряжение. Иначе, скорее всего, это будет уже не повторитель: не удастся
обеспечить условие RK >> 1/S. Да и большую амплитуду с выхода тогда не снять.

5.6. Режим пентода

Почти все из вышесказанного относится и к пентоду (тетроду)

Следует лишь принимать во внимание ряд
особенностей

1) В пентоде не учитывают влияние анода (величина µ очень велика).

2) В пентоде стабилизируется ток катода, а ток анода будет меньше – на величину тока второй сетки.

3) Понятие режима пентода включает еще и потенциал экранной сетки.

Разумеется, требуемое режимом напряжение на экранную сетку можно подавать от отдельного источника.
Однако ее нередко питают от общего источника анодного напряжения ЕА (см. рис.), а если эта величина избыточна, то частично
гасят резистором RС2.

Чтобы определить падение напряжения на гасящем резисторе, нужно, естественно, знать величину тока экранной сетки.
Правда, ток IC2 приводят в паспорте только для номинального режима, да и то по типу “не более”. Но нередко типовые кривые для
IC2 найти все же можно. А стабилизирующее действие экранной сетки с омической нагрузкой (аналогично анодной стабилизации у
триода) сгладит ошибки расчета.

Резисторы

Качественный ламповый усилитель Hi-End – это ретроприбор. Конечно, детали для его сборки должны быть соответствующие. Вместо резистора может подойти углеродный и проволочный элемент. Если вы не жалеете средств на разработку этого прибора, следует применить прецизионные резисторы, которые довольно дорого стоят. В ином случае применимы МЛТ-модели. Это довольно неплохой элемент, о чем свидетельствуют отзывы.

Ламповые усилители Hi-End также применимы с ВС-резисторами. Их изготавливали около 65 лет назад. Отыскать такой элемент довольно просто, достаточно всего лишь прогуляться по радиорынку. Если вы применяете резистор с мощностью больше 4 Ватт, нужно выбирать проволочные эмалированные элементы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий