ВАЗ-2105
Это дальнейшее развитие ВАЗ-овских моделей «классики». ВАЗ-2105 является самым длительно выпускавшимся советским автомобилем из семейства «Жигулей» — 31 год с 1979 по 2010. Он также был одним из самых дешевых автомобилей на российском рынке.
ВАЗ-2105 по сравнению с «2101» обладал более угловатыми формами кузова, замененными хромированными деталями на матовые черные пластиковые или из окрашенного металла. Здесь впервые использован зубчатый ремень привода ГРМ двигателя вместо цепи, впервые объединены под одним плафоном габаритные и противотуманные огни, поворотники, стоп-сигналы и огни заднего хода. Кроме того на боковых стеклах были убраны форточки, но зато добавлен обдув боковых стекол и обогрев заднего стекла.
Всего было выпущено 2 091 000 экземпляров ВАЗ-2105. В базовой комплектации использовался двигатель 1.29 л мощностью 63.6 л.с. с 4-ступенчатой коробкой передач. Но были модификации с 5-ступенчатой КПП и более мощными двигателями: 1.45 л — 71.4 л.с., 1.57 л — 80 и 82 л.с. Для силовых структур даже устанавливали роторно-поршневой двигатель Ванкеля ВАЗ-4132 — 1,3 л, 140 л.с. На экспорт ВАЗ-2105 отгружалась под названием LADA RIVA.
История возникновения телевизоров
Первую камеру-обскуру, которая являлась самым ранним прототипом телевизора, создали ещё в Средневековье. Она могла преобразовывать свет в оптическое изображение. Однако создание полноценного телевизора было предопределено лишь с изобретением первого радио. Официально создатель последнего – Маркони, на отечественной территории им считается Попов. Однако есть множество доказательств того, что к этому событию имеет отношение и ряд других учёных.
Аналогичная ситуация происходит и с именем создателя телевизора. Однако стоит отметить, что разработка этой идеи происходила поэтапно. Официально изобретателем первого телевизора считается Зворыкин. Его родная страна – Российская империя, после революции в которой он иммигрировал в США. А различные составляющие устройства аппарата создали многие деятели науки из самых разных стран. Вот список важных открытий, ключевых фигур и их изобретений, без которых было бы невозможно осуществление идеи телевещания.
- В 1817 году в Европе благодаря открытию селена свет научились преобразовывать в электричество.
- В 1856 году Гейслер создал безынерционную трубку, которая превращала электроэнергию в оптическое изображение при помощи газа.
- В 1880 году Бахметьев предложил технологию передачи изображения на расстояние, основанную на перспективе.
- В 1889 году Столетовым был создан знаменитый фотоэлемент. Он основывался на открытии Герца, называемого фотоэффектом. Оно описывает влияние света на электричество. Исследованиями на эту тему одно время занимался и Альберт Эйнштейн.
- Немецкий учёный Нипков придумал одноименный диск, который сканировал и передавал изображения на специальный приемник. По сути, это устройство было способно построчно считывать изображение. При быстром вращении диска с отверстиями свет, проходящий через них, сливался в цельное изображение. Для того чтобы получить картинку размером со спичечный коробок, необходимо было использовать диск Нипкова диаметром 40 см.
- Именно преподаватель из Санкт-Петербурга Пермский во время одного из своих выступлений дал этому аппарату современное название – «телевизор».
Механических
Шотландец Лоуги при помощи диска Нипкова впервые продемонстрировал движения силуэта на экране. Считается, что именно им был сделан первый механический телевизор. Частота смены кадров его устройства – 5 штук в секунду. Однако впоследствии выяснилось, что механический телевизор был своего рода «тупиком». Для него являлось невозможным увеличение разрешения изображения.
Электронных
В какой-то момент стало очевидно, что механическое телевидение является тупиковым. Тогда-то и стали искать направление для дальнейшего развития этого устройства. Таким образом, после ряда экспериментов создателем первого в мире электронного телевизора вскоре стал русский учёный Розинг. Он считается им после создания знаменитой ЭЛТ (электронно-лучевой трубки), которую он назвал иконоскопом.
Исследования на эту тему продолжил учёный Кэмпбелл-Суинтон. Несмотря на то что серьезного прорыва совершить ему в этой области не удалось, он внёс существенный вклад в теорию развития телевидения.
В 1927 году японец Такаянаги продемонстрировал миру телевизионную систему в 100 линиях при помощи электронно-лучевой трубки и диска Нипкова.
Катаев, будучи последователем Розинга, создал «радиоглаз», который был похож по своему устройству на иконоскоп.
В конце 20-х годов прошлого века шотландец Бэрд впервые презентовал устройство, с виду напоминающее современный телевизор.
И, наконец, в 1935 году уже в США Зворыкин получил официальный патент на первый в мире иконоскоп, который он изобрел ещё тремя годами ранее.
Портативные модели
Первый советский портативный приемник появился значительно позже – в 1961 году. Это событие было связано, во-первых, с изобретением полупроводников-транзисторов, что позволило не только уменьшить размеры устройств, но и снизить энергопотребление. Во-вторых, общественная жизнь стала более либеральной, когда у населения появилась необходимость в портативных радиоустройствах, которые было необязательно регистрировать в почтовых отделениях и платить абонентскую плату. Многие пользователи очень радовались выходу портативных моделей, ведь их можно было взять с собой в поход и в любое другое место, чтобы слушать любимые передачи.
Первый портативный транзисторный радиоприемник был назван «Фестиваль» в честь проходившего в 1957 году в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов. Сборка этой модели была выполнена на основе девяти транзисторов, благодаря чему принимались передачи станций, которые работают в средних волнах. Питание модели осуществлялось от батареи карманного фонаря, которая могла проработать без замены в течение двадцати пяти часов.
Кто изобрел первый телевизор
Основные принципы работы телевизора описал изобретатель из Франции Морис Леблан. В это же время отдельно от него, такие же труды издает ученый из Америки Сойер. Они описывают принцип, с учетом которого для передачи картинки нужно кадровое сканирование, с последующим преобразованием в электрический сигнал.
В 1908 г. Розинг обосновывает возможность получить картинку с помощью электронной лучевой трубки, которую создал до этого ученый из Германии Браун. У Розинга получилось реализовать это в жизнь. И хоть была получена картинка в виде одной точки, это являлось огромным прорывом. В общем, в развитии телевидения Розинг играет основную роль.
В 1934 г. в Америке эмигрант из России Зворыкин демонстрирует иконоскоп, который передает электронную трубку. Считается, что именно он «отец» телевидения.
Примерно в это же время, отдельно от Зворыкина, такую же трубку продемонстрировал и ученый из СССР Катаев.
Производилось сканирование картинки с помощью светового луча, с дальнейшей его передачей на преобразователь. Для сканирования было достаточно одного фотоэлемента. Число отверстий могло быть в количестве до 250 штук (но, как правило, составляло 35-120). В телевизоре вся процедура повторялась в обратном порядке. Чтобы получить картинку, также применялся диск с отверстиями, но за ним была расположена неоновая лампочка.
Таким образом, проецировалась картинка. Она показывалась построчно, но с такой скоростью, что глаз человека мог увидеть полноценное изображение. Так, первыми были изобретены проекционные телевизионные устройства. Качество изображения было плохим – можно было наблюдать только фигуры, но отличить, что конкретно показывается, было можно. Диск Нипкова являлся главным элементом почти всех механических устройств.
В 1926 г. ученому из Швеции Берду удалось добиться передачи четко распознаваемых лиц. Через время он же разработал первую телевизионную систему, которая могла транслировать движущиеся картинки.
КВН-49
Советский электронный телевизор КВН-49.
Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь. Такой телевизор был и у Иосифа Сталина.
Когда появился первый цветной телевизор в СССР
Самый первый советский цветной телевизор назывался романтически — «Радуга». Однако, по сути он был черно-белым. Цветной эффект здесь достигался за счет системы светофильтров, которые работали по механическому принципу.
Первая передача в цвете вышла в 1960 году. Для унификации вещания был принят стандарт SECAM, который СССР разработал в партнёрстве с Францией.
Серийное производство первых цветных телевизоров было организовано в Москве на телевизионном заводе. С выходом в массовую продажу модели «Рубин-401», жизнь каждого гражданина союза сильно изменилась. Однако, чтобы уловить изменение цвета, требовалось смотреть трансляцию в темном помещении.
Популярные модели
Конструкция телевизора претерпела сильные изменения. Сначала выпускались ламповые модели, затем транзисторные. Переход на новый стандарт цветного вещания стал причиной роста выбора моделей устройств. Сор временем качество картинки улучшалось, а количество функций возрастало. Рассмотрим самые популярные модели советских телевизоров в виде таблицы.
Название телевизора | Цветной или черно-белый | Изготовитель | Год выпуска |
«Луч» | ч/б | Московский радиотехнический завод | 1955 год |
«Радуга» | цвет | Ленинградский завод им. Козицкого | 1957 год |
«Темп-22» | цвет | Московский завод № 528 | 1959 год |
«Беларусь» | ч/б | Минский приборостроительный завод им. Ленина | 1963 год |
«Березка» | ч/б | Харьковский завод «Коммунар» | 1967 год |
«Рубин-401» | цвет | Московский телевизионный завод «Рубин» | 1967 год |
«Каскад» | ч/б | Куйбышевский завод Экран | 1969 год |
«Электроника» | ч/б | Харьковский завод «Радиодеталь» (ПО «Элитан») | 1969 год |
«Фотон» | ч/б | Симферопольский завод телевизоров имени 50-летия СССР | 1970 год |
«Рекорд-101» | цвет | Александровский радиозавод | 1970 год |
«Электрон» | ч/б | Львовский телевизионный завод | 1971 год |
«Весна» | ч/б | Днепропетровский радиозавод | 1983 год |
Моделей ТВ советского производства более 30-ти. Нередко отечественные разработки занимали призовые места на международных выставках и по праву считались образцом качества и надежности.
Самыми массовыми для населения телевизорами стали модели «Рекорд В-312» (1975) и линия устройств «Рассвет-307» и «Рассвет-307-1» (1975 и 1982 соответственно).
Число телевизоров в обычных семьях также стремительно росло: если в 1957 году среди населения можно было насчитать около 1 миллиона телеприемников, то в 70-е годы эта цифра составила 6 миллионов, еще через 10 лет она возросла до 50 миллионов цветных устройств.
Один из самых массовых ТВ — «Рубин-714/Д» — был цветным. За 9 лет, пока его производили, выпустили почти 1,5 миллиона штук.
«Днепр»
В свое время Глушкова называли новатором, он не раз выдвигал смелые теории в области математики, кибернетики и вычислительной техники. Многие из его инноваций были поддержаны и внедрены в жизнь еще при жизни академика. Но всецело оценить тот весомый вклад, который сделал ученый в развитие этих направлений, помогло время. С именем В.М. Глушкова отечественная наука связывает исторические вехи перехода от кибернетики к информатике, а там — к информационным технологиям. Институт кибернетики АН УССР (до 1962 года — Вычислительный центр АН УССР), возглавляемый выдающимся ученым, специализировался на усовершенствовании компьютерной вычислительной техники, разработке прикладного и системного программного обеспечения, систем управления промышленным производством, а также сервисов обработки информации прочих сфер деятельности человека. В Институте были развернуты масштабные исследования по созданию информационных сетей, периферии и компонентов к ним. Можно с уверенностью заключить, что в те годы усилия ученых были направлены на «покорение» всех основных направлений развития информационных технологий. При этом любая научно обоснованная теория тут же воплощалась в жизнь и находила свое подтверждение на практике.
Москвич-402 / -407
Первый советский легковой автомобиль периода «оттепели», который полностью создали советские инженеры. Производство этой модели началось в 1956 году. Всего за два года было выпущено 87 658 экземпляров.
По сравнению с предшественником «Москвич-402» имел более современный экстерьер и более совершенный по конструкции кузов. Автомобиль получил отдельный багажник с наружным доступом, гнутые лобовое и заднее стёкла, высокий уровень внутренней отделки, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами и 12-вольтовое электрооборудование, а также много других нововведений. Комплектовался двигателем М-407, который работал совместно с механической 3- и 4-ступенчатой КПП.
Первая модификация автомобиля произошла в 1958 году. Измененный автомобиль получил название «Москвич-407» и усовершенствованный двигатель мощностью 45 л.с. Полумиллионным автомобилем МЗМА, сошедшим с конвейера в декабре 1960 года, стал именно «Москвич-407». Несколько лет подряд половина всех «Москвичей-407» уходило на экспорт, в т.ч. во Францию, Бельгию, Скандинавию, Финляндию, Англию и другие страны.
В 1962 году вышла переходная модель «Москвич-403», которая имела другую подмоторную раму и конфигурацию моторного отсека. В этой модели также применялись новые агрегаты, которые были разработаны для нового «Москвича-408».
На базе «407-ой» модели были выпущены полноприводный седан «Москвич-410 (410Н)» и полноприводный универсал «Москвич-411». Эти советские автомобили повышенной проходимости были ориентированы для нужд сельских жителей. На автомобили установили шины увеличенной размерности 6.4-15 дюймов с «зубчатым» рисунком протектора, а дорожный просвет увеличили до 220 мм.
«Волна» (1957 год)
Ламповый радиоприемник «Волна» начал выпускаться с 1957 года Ижевским радиозаводом. Примечательно, что этот радиоприемник СССР выпускался на еще недостроенном заводе и сначала всего в количестве 50 штук. Оформление было двух типов — деревянный или пластмассовый футляр, причем в деревянной разновидности было выпущено совсем немного моделей, а массовым стало производство пластмассовых изделий.
В истории этого приемника была одна приятная дата: так, на Всемирной выставке, которая проходила в Брюсселе в 1958 году, «Волна» была удостоена диплома Гран-при и золотой медали. В конце года приемник подвергся модернизации, в ходе которого переработке подверглись конструкция устройства и его электрическая схема. На основе этой модернизированной модели выпускались уже радиолы, которые также назывались «Волна».
Когда появился в СССР?
В 1931 году в СССР была проведена первая телетрансляция. Примерно в то же время в журнале «Радиофронт» стали публиковаться схемы телевизоров для самостоятельной сборки. Диски Нипкова, которые были в свободной продаже, соединялись с неоновыми лампами. Позже к ним подсоединялись радиоприемники для подачи звука. Примечательно, что на момент первой телевизионной трансляции телевизоры не выпускались.
Началом массового производства телевизоров в больших масштабах считается 1939 год. Серийным выпуском занялся Ленинградский завод «Коминтерн». Первые подобные устройства лишь отдаленно напоминали настоящие аналоги. Они представляли собой радиоприемники с ручкой и маленьким экраном. Последний был размером 3х4 см, а само устройство необходимо было подключать к радиоприемнику. Звук и изображение транслировались отдельно друг от друга. Телепрограммы стали выходить в эфир примерно в то же время. Транслировались они лишь одним каналом – «Первым». Он временно прерывал свою работу в период Второй мировой войны, но после возобновил ее и вещает до сих пор. После этого периода в эфир также стал выходить ещё один канал.
В СССР в период с 1946 года по 1949 год несколько инженеров (Кенигсон, Варшавский, Николаевский) изобрели телевизор Т-1. Другое его название – КВН-49. Свое имя аппарат получил в честь первых букв фамилий изобретателей, а «49» является датой (годом) начала его массового производства. Он стал по-настоящему «народным телевизором», потому как активно производился и продавался. Получил дурную славу – часто его аббревиатура расшифровывалась, как «Купил – Включил – Не работает» из-за того, что едва ли не каждый второй аппарат приходилось ремонтировать ещё до конца гарантийного срока. Выглядел он как деревянный ящик с небольшим экраном. Размеры экрана были 10,5×14 см. Весил аппарат 29 кг. Модель выпускалась с линзой, которая использовалась для увеличения изображения. Она наполнялась глицерином или дистиллированной водой. Некоторые из моделей, сохранившихся по сей день, продолжают работать, принимая транслируемые сигналы.
С 1953 по 1955 годы в СССР выпускался телевизор, который назывался «Радуга». Он был оснащен 18-сантиметровым кинескопом. Как становится понятно, производство быстро завершилось. Этот прибор уже был гораздо больше похож на современный телевизор.
Очевидно, что каждый из перечисленных приборов транслировал лишь чёрно-белое изображение.
Обзор моделей
Для того, чтобы немного научиться понимать, какие из моделей заслуживают внимания и на сегодняшний день, стоит рассмотреть рейтинг советских и импортных радиол.
«СВГ-К»
Одним из первых устройств является консольная всеволновая модель «СВГ-К». Она была выпущена на Александровском радиозаводе в 38 году прошлого столетия. Сделана она была на базе достаточно качественного приемника «СВД-9».
«Рига-102»
В 69 году прошлого столетия на Рижском радиозаводе выпустили радиолу «Рига-102». Она могла принимать сигналы с различных диапазонов. Если говорить о технических характеристиках такой модели, то они следующие:
- диапазон звуковых частот равен 13 тысячам герц;
- может работать от сети в 220 вольт;
- вес модели находится в пределах 6,5-12 килограммов.
«Вега-312»
В 74 году прошлого века выпустили бытовую стереофоническую радиолу на Бердском радиозаводе. Технические характеристики данной модели следующие:
- радиола может работать от напряжения в 220 вольт;
- мощность устройства равна 60 ваттам;
- диапазон длинных частот равен 150- кГц;
- диапазон средних волн равен 525 кГц;
- диапазон коротких волн равен 7,5 МГц;
- весит радиола 14.6 килограммов.
«Виктoрия-001»
Еще одно устройство, сделанное на Рижском радиозаводе – это стерео-радиола «Виктория-001». Сделана она была на полупроводниковых приборах.
«Гамма»
Это полупроводниковая ламповая радиола, которая имела цветомузыкальную установку, сделанную на Муромском заводе. Что касается технических характеристик, то они следующие:
- работать может от сети в 20 или 127 вольт;
- диапазон частот равен 50 герцам;
- мощность устройства равна 90 ваттам;
- радиола имеет три скорости, которые равны 33, 78 и 45 оборотам в минуту.
Если говорить о цветомузыкальной установке устройства, то она имеет три полосы. Частота настройки красного цвета равна 150 герцам, зеленого – 800 герцам, а вот синего – 3 тысячам герцам.
«Ригонда»
Выпустили данную модель на том же Рижском радиозаводе. Ее производство пришлось на 63-77 года прошлого столетия. Название такое радиола получила в честь вымышленного острова Ригонда. Она послужила прототипом для многих бытовых радиоприемников Советского Союза.
«Эфир-М»
Это одна из первых моделей СССР, которая имела возможность работать от батареи гальванических элементов. Выпустили ее в 63 году прошлого столетия на Челябинском заводе. Деревянный корпус устройства сделан в классическом стиле. Дополняет его крышка из того же материала. Переключать диапазоны можно при помощи клавиш. Работать радиола может и от сети в 220 вольт, и от шести батарей.
«Юность»
Эта модель радиолы была выпущена на Каменск-Уральском заводе приборостроительства в 58 году прошлого столетия. Ее технические характеристики следующие:
- диапазон частот равен 35 герцам;
- потребляемая мощность равна 35 ваттам;
- весит радиола не меньше 12 килограммов.
«Кантата-205»
В 86 году прошлого века выпустили стационарную транзисторную радиолу на Муромском заводе.
Технические характеристики этой радиолы следующие:
- диапазон частот равен 12,5 тысячам герц;
- потребляемая мощность равна 30 ваттам.
«Серенада-306»
В 1984 году на Владивостокском радиозаводе выпустили эту транзисторную радиолу. Она имела возможность плавной регулировки звука и тембра. Ее диапазон частот равен 3,5 тысячам герцам, а потребляемая мощность приравнивается к 25 ваттам. Диск проигрывателя может вращаться со скоростью 33,33 оборота в минуту. Весит радиола 7,5 килограммов. На этом же заводе в 92 году XX столетия была выпущена последняя радиола «Серенада РЭ-209».
Если говорить о сегодняшних днях, то модели, напоминающие последнюю радиолу, производят в Китае. Среди них стоит отметить устройство Watson PH7000. Сейчас популярность радиол не такая огромная, как в прошлом веке. Однако есть люди, которые с ностальгией относятся к тем временам и к технике, которая производилась тогда, поэтому и покупают ее. Но чтобы такая покупка не разочаровала, выбирать стоит из лучших моделей.
Обзор радиолы «Симфония-стерео» смотрите далее.
РАФ-2203 «Латвия»
Советский микроавтобус, выпускаемый на Рижском автозаводе «РАФ» с 1976 по 1997 год. Он с успехом заменил своего предшественника РАФ-977. РАФ-2203 стал самой массовой и почти единственной моделью микроавтобуса в СССР. Его выпускали по 18 тысяч экземпляров в год с общим конечным результатом в 274 000 машин всех модификаций.
Микроавтобус по изначальному замыслу конструкторов должен был быть полностью унифицирован с агрегатами уже существующих советских автомобилей. Основные элементы взяты от «Волги» ГАЗ-24, колесные колпаки от ГАЗ-21, приборная панель от ГАЗ-24, хромированные зеркала и задние фонари от автомобиля «Москвич-412».
В качестве силового агрегата устанавливался двигатель от «Волги» ГАЗ-24, который находился в салоне между передними сиденьями. Передняя подвеска независимая, пружинная, на поперечных рычагах. Амортизаторы гидравлические, телескопические, с усиленными пружинами. Задняя подвеска зависимая, на полуэллиптических продольных рессорах. Салон был разделен на два отделения: для водителя и переднего пассажира, сидевших на кожухах передних колем и пассажирского салона на10 мест с проходом к заднему ряду сидений.
К основным модификациям РАФ-2203 относятся: РАФ-2203 базовый пассажирский микроавтобус на 10 мест, автомобиль скорой медицинской помощи — РАФ-22031 с несколькими последующими модернизациями, маршрутное такси — РАФ-22032 с дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401, а также специализированные микроавтобусы ГАИ РАФ-22033 и пожарные штабные автомобили РАФ-22034. Всего на базе РАФ-2203 было выпущено более 90 различных модификаций.
«Двина» (1955 год)
Сетевой ламповый радиоприемник «Двина», разработанный в Риге, основан на пальчиковых лампах разного дизайна. Причем к моменту выпуска данной модели были унифицированы блоки и шасси аппаратов. Особенность этих устройств – в клавишном переключателе, поворотной внутренней магнитной антенне и внутреннем диполе. Отметим, что старые радиоприемники СССР, которые относились к II классу и выше, имели от четырех динамиков. Отметим, что Министерством радиотехнической промышленности Советского Союза было разработано задание, согласно которому должно было быть создано 15 моделей аппаратуры, которые впоследствии отправились на Всемирную выставку в Брюсселе, а годом позже – в Нью-Йорк.
«Рекорд»
Сетевой ламповый радиоприемник «Рекорд» начал выпускаться в 1945 году и модернизировался несколько раз. Первый вариант, кстати, был доступен как в сетевом, так и в батарейном варианте. Модернизации приемник подвергся уже через год, причем для создания новой модели были максимально изучены особенности предыдущих моделей, так как требовалось создать массовый, экономичный, но чувствительный и избирательный прибор, который позволял бы прослушивать центральные радиостанции в любой точке Советского Союза. Отметим, что некоторые идеи по поводу схем и дизайна были заимствованы с довоенных моделей марок Siemens и Tesla.
Первые приемники «Рекорд» создавались в деревянном или пластмассовом корпусе, но впоследствии из-за несовершенства процесса литья от пластмассовой версии пришлось отказать. В сетевом приемнике также были некоторые конструктивные недочеты, которые стали отражаться на удобстве и надежности устройства.