Как фотографировать с широкоугольным объективом

Правильная съёмка с широкоугольным объективом требует от фотографа опыта и определенных знаний, о которых вы можете узнать из этой статьи

Примеры фотопортретов

Из учебников, а потом и практически, установил, что при фотосъемке короткофокусными объективами искажения пропорций и перспективы пространства усиливаются значительно. С одной стороны это достаточно легкий путь получения комичного фотоснимка (см. фото 1 ниже).

Фокусное расстояние 18 ммФото 1. Без названия. Модель: Андрей. Фото из галереи мужских жанровых фотопортретов

Не всегда, конечно, этот прием уместен, но все-таки.

Применение широкоугольной оптики позволяет раздвинуть рамки привычной всем действительности и в результате достигается та передача линейной перспективы и пропорций модели, которую наш глаз не видит в реальном мире людей и предметов, т. е. мы уходим в какой-то степени от реальности. Фотоснимок получается многоплановый с передним, средним и задним планом, приближаясь к трехмерному изображению пространства на плоскости. При этом главный объект съемки можно расположить на переднем плане так, чтобы он играл активную роль, остальные планы при этом усиливают глубину пространства в кадре.

Рассмотрим еще один пример фотосъемки модели широкоугольным объективом (фото 2). Эта фотография снята объективом с фокусным расстоянием 18 мм.

Фокусное расстояние 18 ммФото 2. Из серии «Оранжевое настроение». Модель Юлия. Фото из галереи женских фотопортретов на улице, на природе, на пленэре

Точка съемки выбрана таким образом, чтобы все детали фигуры модели были равноудалены от передней линзы объектива. В противном случае либо голова, либо ноги модели играли бы доминирующую роль в кадре.

На данной фотографии модель играет главную роль не только благодаря цвету (композиция строится здесь и на цветовых соотношениях синего неба и оранжевого платья), но и потому что объект съемки — модель — крупнее фона. К тому же линии, уходящие вглубь кадра, придают фотографии некоторый объем.

В данной серии фотографий фотосъемка модели проводилась и нормальным объективом, и телеобъективом, но наиболее эмоционально выразительными, интересными, привлекательными и, вообще, требующими хоть какого-нибудь внимания, по моему мнению, являются фотографии, сделанные именно широкоугольным объективом.

Подобную портретную фотографию удастся сделать не каждому, но в нашем мире фотографов, когда моделей фотографируют миллионы, а мастер-классы дают уже сотни тысяч фотографов — это будет, пожалуй, лучшим направлением для пополнения своего портфолио, чем фотосъемка портретным фиксфокалом, которым кто не сфотографирует, получается сплошная мягкость в кадре и красота. Потому что не стоит фотография дорого, если ее может повторить каждый второй фотограф, которому удалось купить крутой фиксфокал, вроде 135 mm f/2, 105 mm f/1.4, 85 mm f1.4, 50 mm f1.4 и т. п.

Примеры фотосъемки моделей в полный рост

Следующий пример фотосъемки девушки-модели широкоугольным объективом демонстрирует максимальную, даже агрессивную, композиционную динамику в кадре.

Точка съемки выбрана нижняя, за счет чего нарушаются и масштаб, и линейная перспектива. Диагональная композиция положения девушки-модели, соотношение земли и неба в кадре вызывают иллюзию стремительного полета (фото 3).

Фокусное расстояние 17 ммПример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория. Фото из галереи жанровых фотографий

А на самом деле девушка спокойно стоит на краю оврага.

Динамичный характер имеет и изображение на фото 4.

Фокусное расстояние 18 ммФото 4. Из серии «Пляжная история». Модель Катерина

Совет по фотосъемке широкоугольным объективом

Стоит отметить, что сюжетно важные части изображения следует располагать в тех зонах кадра, которые менее всего подвержены геометрическим и другим искажениям, наиболее выраженным в недорогих широкоугольных зум-объективах. К примеру, если расположить лицо модели на краю кадра, оно либо «тянется» вследствие дисторсии, либо «моется» по причине низкой разрешающей способности объектива, либо подвергается воздействию этих двух негативных факторов сразу.

Рассмотренные примеры показывают возможности получения интересных сюжетов с помощью короткофокусных объективов, особенности передачи перспективы и пропорций в кадре. Фотография в результате уходит от документальности и становится более эмоциональной по содержанию, а где-то даже и агрессивной. Причем эти приемы применяются практически во всех жанрах фотографии от репортажа до съемок моды.

Я не призываю повсеместно использовать «широкоугольники» для модельной фотосъемки. Но такие эксперименты в некоторых случаях могут привести к получению нестандартных по композиции фотографий и добавят в творческий багаж фотографа-любителя новые приемы фотосъемки.

Фокусное расстояние 18 ммФото 5. Фото девушки в прыжке. Модель Ирина

Фокусное расстояние 14 ммФото 6. Фото мужчины. Модель Дмитрий

Фокусное расстояние 14 ммФото 7. Фото мужчины в прыжке. Модель Дмитрий

Фотографии невест в полный рост

Как ничто другое, эффектность фотосъемки моделей широкоугольными объективами также показывает следующее фото.

Фокусное расстояние 14 ммФото 8. Фото невесты у окна в ожидании жениха. Модель Виктория. Фото из галереи

Фокусное расстояние 14 ммФото 9. Фото невесты с букетом в Коломенском. Модель Виктория. Фото из галереи

Смотря на эти фото складывается впечатление, что рост невесты — не менее 2-х с половиной метров, но это, конечно, иллюзия.

Фокусное расстояние 18 ммФото 10. Фото невесты с букетом на набережной старого русла Москвы-реки в Архангельском в Московской области. Модель Ольга. Фото из галереи свадьбы в усадьбе Архангельское в Московской области

Ну и не только для невест этот прием подходит:

Фокусное расстояние 24 ммФото 11. Фото жениха жениха широкоугольным объективом. Модель Дмитрий. Фото из галереи

Знаменитые фотографы о фотосъемке широкоугольным объективом

Уильям Кляйн, американский fashion фотограф:

«Я фотографирую то, что вижу перед собой: чтобы лучше рассмотреть, я подхожу как можно ближе и использую широкоугольный объектив, чтобы обхватить гораздо больше пространства.

Никаких табу в технике съемки: зерно, контраст, размытость, неправильная композиция, всякие случайности — будь что будет.»

Читателю на заметку: «Коллекция ссылок по фэшн-фотографии».

Простые советы

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Достоинства и недостатки

Обратной стороной телеобъективов является то, что снимки получаются с очень узким углом обзора от 30 до 40 градусов. К примеру, человек имеет поле зрения обоих глаз (отталкиваясь только от ахроматичных или чёрно-белых показателей) 180 градусов. Чтобы эффективно использовать телеобъективы, нужно держаться подальше от объекта съёмки. С телеобъективом 150 мм вы должны стоять на расстоянии более 50 метров от человека, чтобы поместить его в кадр. И чем он длиннее, тем меньше будет поле зрения.

Телеобъективы сжимают всё изображение. Отдалённые в реальной жизни предметы будут отображаться ближе друг к другу на изображении. Это не является ни положительным, ни отрицательным качеством — просто эффект, о котором нужно знать.

К плюсам относят следующие характеристики.

  1. Телеобъективы отлично подходят для приближения к небольшой точке без необходимости быть физически близко. Очень удобно для спортивных репортажей или фотоохоты, где нельзя подойти вплотную или нужно держаться на безопасном расстоянии. Их с большим успехом используют при макросъёмке для получения крупных планов насекомых или мелких животных, в то время как фотограф стоит в стороне.
  2. При хорошем освещении у вас будет достаточно глубины резкости при более низких значениях диафрагмы. Вы также можете выбрать широкую диафрагму и более короткую выдержку при макросъёмке.
  3. Подчёркивает объект, находящийся на художественно размытом фоне (боке). Этот эффект достигается при съёмке с длинной линзой и самой широкой из доступных диафрагм. Например, кадр, снятый на 200 мм телеобъектив с выдержкой f/2.8, изолирует объект от мечтательно смазанного фона. Качество боке будет сильнее по сравнению с широким углом, даже при съёмке на широкоугольном объективе с максимально открытой диафрагмой.
  4. Более длинные линзы позволяют снимать с более дальнего расстояния так, чтобы перцептивно сжимать передний план, в то время как фон остаётся неизменным. Помогают улучшить визуальное соотношение между объектом и его окружением, создавая эффект сжатия, похожий на то, как наш мозг видит его. Горные хребты, расположенные практически над городским пейзажем, лучше выглядят на фото с помощью телеобъектива, чем с широкими углами. Этот эффект также может сделать черты лица более пропорциональными. Портретные фотографы часто имеют предпочтительную длину для разных типов лиц. Добавьте к этому красивое боке, и у вас появится отличный инструмент для портретной фотографии.
  5. Идеальны для путешествий, потому что профессиональные длиннофокусные объективы имеют гораздо более громоздкую конструкцию, делая их очень неудобными в обращении.

Минусы.

  1. Полноразмерные матрицы с телеобъективом имеют тенденцию делать слишком большие и тяжёлые файлы, что скажется на чрезвычайно быстром заполнении внешних накопителей данных.
  2. Мешает ограниченный размер помещения, поэтому в тесном пространстве вы не сможете получить достаточное расстояние, чтобы вместить всё необходимое в кадр.
  3. Их устройство требует увеличенной скорости выдержки, чтобы получить достаточную резкость. Это означает, что им нужно намного больше света, чтобы получить хорошие фотографии, поэтому использование супердлиннофокусных объективов ночью практически невозможно. Кроме того, даже при использовании штатива и ручки-подставки (для лежачего положения) есть большой риск получить смазанные кадры, если выдержка менее 1/200-й секунды.

Широкоугольная перспектива

Очевидно, широкоугольный объектив является особенным в силу своего широкого угла зрения — но что это в действительности даёт? Широкий угол зрения означает, что относительный размер и расстояние гипертрофируются при сравнении близких и далёких объектов. Это приводит к тому, что близлежащие объекты выглядят гигантскими, а дальние как правило кажутся маленькими и очень далёкими. Причиной этого является угол зрения:

широкоугольный объектив(размеры предметов сильно отличаются) телеобъектив (предметы имеют схожие размеры)

Несмотря на то, что два контрольных столбика находятся на одинаковом расстоянии, их относительные размеры значительно отличаются на снимках, полученных с помощью широкоугольного и телеобъектива, сделанных так, чтобы ближний столбик целиком заполнял кадр по вертикали. Для широкоугольного объектива удалённые объекты составляют намного меньшую часть общего угла зрения.

Недоразумением является утверждение, будто широкоугольный объектив влияет на перспективу, — строго говоря, это не так. На перспективу влияет только ваше положение относительно объекта в момент съёмки. Однако на практике широкоугольные объективы зачастую заставляют вас значительно приблизиться к предмету съёмки — что, разумеется, влияет на перспективу.

Преувеличенные цветы размером 3 дюймав Кембридже, Англия. Использовалсясверхширокоугольный объектив 16 мм.

Такое преувеличение относительного размера может использоваться, чтобы добавить акцент и детальность объектам переднего плана, охватывая при этом широкий фон. Если вы хотите сполна использовать этот эффект, вам понадобится максимально приблизиться к ближайшему предмету в сцене.

В сверхширокоугольном примере слева ближайшие цветы практически касаются передней линзы объектива, что значительно преувеличивает их размер. В действительности эти цветы меньше 10 сантиметров шириной!

Непропорциональность тела,вызванная широкоугольным объективом.

Однако следует проявлять особую осторожность, снимая людей. Их носы, головы и другие части тела могут оказаться неестественных пропорций, если вы слишком приблизитесь к ним для того, чтобы сделать снимок

Пропорциональность, в частности, является причиной того, что в традиционной портретной фотографии распространены более узкие углы зрения.

На примере справа голова мальчика стала ненормально большой относительно его тела. Это может стать полезным инструментом для придания драматичности или характерности прямолинейному снимку, но очевидно, это не то, как большинство людей хотели бы выглядеть на портрете.

Наконец, поскольку удалённые объекты становятся совсем маленькими, иногда хорошей идеей является включить в кадр какие-нибудь элементы переднего плана, чтобы зафиксировать композицию. Иначе снимок пейзажа (сделанный с уровня глаз) может показаться перегруженным, или ему не будет хватать чего-то такого, что привлечёт глаз.

В любом случае, не бойтесь подходить значительно ближе! Именно в этом случае широкий угол раскрывается во всей красе

Просто уделите особое внимание композиции; предельно близкие объекты могут сильно смещаться в изображении вследствие малейших движений камеры. Как следствие, может оказаться довольно сложно разместить объекты в кадре именно так, как вы этого хотите

Особенности

Для многих до сих пор остается непонятным, зачем вообще нужны фотообъективы, когда существует огромное разнообразие смартфонов с камерами, способными делать цветные фотографии, обладающие большой четкостью и богатой цветовой гаммой. Однако далеко не все понимают, что наличие таких смартфонов, а также и самой современной фототехники, не делает из человека фотографа, а лишь владельца этих аппаратов.

Буквальный перевод слова «фотография» – рисование светом, а рисование – это искусство. Изображения, получаемые с помощью советских объективов, отличаются пластичностью и объемом, они передают настроение и имеют свой узнаваемый стиль. Конечно, только у настоящих фотохудожников эта оптика раскрывает свои возможности в полной мере.

Линзы советских объективов производились из стекла самого высокого качества, а их оправы – из качественного металла, без пластмассы, которая составляет основу большинства современной техники.

Советские объективы отличаются вполне доступной ценой. Современные бюджетные модели, которые устанавливают на любительские камеры, сильно проигрывают в качестве профессиональным объективам, поэтому многие возвращаются к старой, в частности советской, оптике.

Вся такая оптика мануальная, то есть фотографу придется вручную устанавливать настройки. Зато с ее помощью настоящий мастер сможет создать поистине художественное изображение, которое будет нести отпечаток его чувств и настроения.

Еще одной особенностью советской оптики является фиксированное фокусное расстояние, поэтому такие объективы обладают большой светосилой. Фиксы составляли абсолютное большинство среди фотообъективов того времени, тем не менее в СССР производились и трансфокаторы – вид оптики, сконструированной таким образом, чтобы получить возможность изменять расстояние от центра объектива до сенсора.

Нельзя сказать однозначно, что советская оптика во многом превосходит современную. Профессиональные объективы от передовых современных брендов обладают комплексом полезных параметров, при этом их производители постоянно разрабатывают новые материалы и оптические элементы своей продукции.

Оптика, выпущенная во времена СССР, по многим показателям не лучше, но и не хуже хорошей современной, при этом она обладает более демократичной ценой, за которую фотолюбитель получает отличные бонусы: качественную сборку, стекло и металл, а также проверенные временем оптические схемы.

Типы широкоугольных объективов

Как вы можете легко догадаться, широкоугольные объективы на рынке представлены в нескольких вариантах, поэтому мы можем использовать их с различными устройствами. Они также отличаются получаемыми эффектами.

Широкоугольные прямолинейные линзы –  они отлично справляются с воспроизведением параллельных линий на снимках.

Широкоугольный объектив «рыбий глаз» – в этом случае наблюдается искажение изображения, которое будет выглядеть совсем иначе, чем при повторном фиксировании объектива. Края изображений будут закруглены, поэтому эффект напоминает изображение, видимое через «глазок» в двери. Что важно, на рынке существует два типа объективов типа «рыбий глаз» – вы можете купить круговой, в котором изображение будет размещено по кругу, и полнокадровый, в котором изображение покрывает всю поверхность рамки

Широкоугольные объективы для мобильных устройств – отдельная категория товаров, которые созданы для смартфонов. Таким образом, телефон сможет делать снимки на том же уровне, что и в случае многих компактных камер.

Принимая во внимание первые два типа линз, их выбор зависит от того, какого эффекта мы хотим добиться. Если мы хотим реалистичную картинку, мы должны выбрать прямолинейную модель. Рыбий глаз ориентирован на людей, которые любят экспериментировать с перспективой. Стоит отметить, что во всех категориях мы можем найти продукты с различными диапазонами фокусных расстояний

Преимущества широкоугольных объективов

Обсуждаемые продукты используются очень часто – как фотографами-любителями, так и профессионалами. Каковы их сильные стороны?

  • Широкий кадр. Благодаря обсуждаемым линзам, мы можем захватить более широкую картинку по сравнению с традиционными объективами. Они окажутся полезными там, где мы не сможем отодвинуться на большее расстояние (например, изображения интерьеров или памятников).
  • Дополнительные эффекты. Если мы выберем правильный объектив, мы сможем ещё больше обогатить наши снимки, например, добавив новые эффекты. Это работает, в частности, при фотографировании на открытом воздухе.
  • Большой зум. На рынке доступны широкоугольные объективы, которые поддерживают широкий диапазон увеличения, что также окажется очень полезным.

Недостатки широкоугольных объективов

Как и в случае с большинством типов устройств, они не лишены недостатков. Из них следует упомянуть:

  • Искажения – что, чаще всего, проявляется искажением перспективы. Стоит подчеркнуть, что чем шире объектив, тем больше искажений. Конечно, мы можем удалить их в соответствующей программе обработки фотографий.
  • Виньетирование – явление недоэкспонирования краёв кадра. Это делает края темнее. Этот эффект также можно убрать в графической программе.

Широкоугольный объектив – применение

Принимая во внимание специфику продуктов, обсуждаемых выше, а также эффекты, которые они способны создавать, следует подчеркнуть, что они будут полезны, в первую очередь, при фотографировании пейзажей, а также широких панорам. Однако, это ещё не все. Они также будут работать в помещениях, где мы хотим охватить широкий кадр, но не можем отойти слишком далеко от объекта фотографирования, а также на различных спортивных и культурных мероприятиях, когда мы хотим, например, сфотографировать публику

Однако, это ещё не все. Они также будут работать в помещениях, где мы хотим охватить широкий кадр, но не можем отойти слишком далеко от объекта фотографирования, а также на различных спортивных и культурных мероприятиях, когда мы хотим, например, сфотографировать публику.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий