Лучшие советские фотоаппараты: рейтинг легендарных устройств

Несмотря на появление цифровых камер, лучшие советские фотоаппараты до сих пор ценятся профессионалами и составляют основу частных коллекций.

Можно ли использовать оптику от старых фотоаппаратов на современных камерах?

Разобравшись с линейками лучших советских объективов, стоит узнать, какие из них можно использовать и сегодня. Теоретически практически все, ведь большинство пленочных фотоаппаратов времен СССР до сих пор в рабочем состоянии. Так что можно поставить пленку и снимать, что захочешь. Более того, некоторые фотохудожники сегодня, тоскуя по ретро, откладывают цифровые аппараты и достают советских их предков.

Однако таких чудаков-энтузиастов единицы, а вот большинство любителей фото вполне устраивает хорошая цифровая техника, на которой, к слову, действительно можно использовать советскую оптику. Но чтобы подсоединить это чудо, необходимо использовать специальные переходники, так как у большинства мастодонтов фотооптики байонеты отличаются от тех, что стоят на современных «Никонах», «Кенонах», «Олимпусах» или «Сони» (наиболее популярные марки цифровых аппаратов).

«Тифлисскaя уникa»

Основные линейки объективов в СССР

Хотя фотооптики выпускалось за последующие годы немало, наибольшую популярность приобрели лишь несколько марок.

  • «Юпитер». Этот тип объектива был изначально скопирован с немецкого CZJSonnar еще в 1949-м. Всего за годы СССР было разработано около двухсот моделей подобной оптики. Причем назначение у них было самое разное. Светосильные советские объективы «Юпитер», как правило, копировались с наиболее удачных моделей CZJ Sonnar и подходили к большинству фотоаппаратов типа «Киев», «Салют», «Нарцисс», «Ленинград», «Зоркий» и т. п. Стоит отметить, что байонеты (размер резьбы) у такой оптики были разными, как и заводы-изготовители.
  • Еще один тип советских объективов, который знаком практически каждому, — это «Индустар» (название от «индустриализация» + модный европейский суффикс -ар). Всего в этой линейке было чуть более ста моделей, которые производились на совершенно разных предприятиях СССР. Главной отличительной особенностью таких приборов была их оптическая схема, состоящая из четырех линз, две из которых были склеены между собой. В большинстве своем такие объективы ставили на фотоаппараты марок «Зенит», ФЭД, «Нева», «Спорт», «Москва», «Заря», «Салют» и др.
  • Также известен был во всей стране «Гелиос». Оптика этой марки ставилась не только на фотоаппараты, но и на кинокамеры, применялась при аэрофотосъемке и т. п. Большинство «Гелиосов» состояло из шести линз в четырех группах, хотя встречались и объективы на семь линз. В этой линейке было выпущено чуть более ста двадцати моделей, которые можно было ставить на те же фотоаппараты, что и «Индустар», поскольку тип байонета у этой оптики был идентичным.

  • Чуть менее многочисленной была линейка советских широкоугольных объективов «Мир». Их было выпущено больше семидесяти моделей. Подобные приборы могли ставиться на те же фотоаппараты, что и вышеперечисленные. Хотя были и исключения из данного правила. К примеру, «Мир 1-А» имел сменный хвостик-адаптер, что позволяло устанавливать его и на аппараты с другими типами резьбы.
  • А вот «Калейнар» — это серия довольно редких объективов для советских фотоаппаратов, которая была малочисленной. Их оптическая система состояла из четырех линз в четырех компонентах. Выпускалось это чудо на киевском заводе «Арсенал», причем в свободную продажу поступало всего две модели линейки: «Калейнар-3» и «Калейнар-5». Из-за особенных типов байонетов («Б» и «В») эта оптика могла ставиться только на аппараты «Киев-6С», «Киев-60» («Б»), а также на «Салют», «Салют-С» и «Киев-88» («В»).
  • Нельзя забыть о линейке длиннофокусных объективов «Таир». Подобная оптика не ставилась на готовые аппараты, а продавалась отдельно в качестве сменных малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Интересной их особенностью можно считать то, что к моделям с буквой «А» в названии шли в комплекте переходники. Таким образом, «Таир» можно было ставить на большинство фотокамер с разными типами байонетов, что и обусловило его распространенность. Остальные же типы таких советских зеркальных объективов имели четкий размер крепления: или «Б», или «В».
  • Еще одна немногочисленная линейка фотооптики СССР — «Рубин». Так называлась серия с переменным фокусным расстоянием. Аппарат был скопирован с Voigtländer Zoomar. Что касается крепления, то большинство моделей имели редкий байонет «Ц» или «Автомат», поэтому могли ставиться лишь на ограниченное количество камер: «Зенит-4», «Зенит-5», «Зенит-6» («Ц»), «Киев-10» и «Киев-15» («Автомат»).
  • Также стоит выделить такое семейство объективов, как «Зенитар». В отличие от всех вышеперечисленных, оптика этой марки выпускается в Российской Федерации и по сей день. У «Занитара» в линейке есть как объективы с нормальным фокусным расстоянием, так и широкоугольные, длиннофокусные и модели с переменным фокусным расстоянием.

Какие переходники используются для старой фотооптики

Хотя видов переходников для советских объективов сегодня существует немало (спасибо трудолюбивым китайцам), чаще всего приходится иметь дело с тремя из них, каждый из которых рассчитан на определенный тип байонета:

  • Переходник для оптики с резьбой М39.
  • Байонет Н.
  • Переходник на М42.

Последний является одним из наиболее распространенных. Поэтому с его помощью можно подключить преимущественное большинство советских объективов. М42 прекрасно подходит практически ко всем современным моделям «Никонов» и «Кенонов». Помимо диаметра крепления, переходники еще отличаются своими дополнительными функциями. Так, самые простые из них — это обычные металлические кольца, которые позволяют прикрутить оптику к фотоаппарату.

Более дорогие модели обычно оснащены антибликовым стеклом, главная задача которого (вопреки уверениям множества продавцов) — не дать накопившейся за годы пыли и заводской смазке попасть в цифровой аппарат. Самыми крутыми считаются переходники с чипами. Они позволяют хоть немного автоматизировать работу ретрооптики. Тут уже для каждой линейки фотоаппаратов разработаны отдельные кольца, адаптированные под механику. Однако скорость и маневренность их работы все равно уступает современным аналогам.

Приобрести любой из переходников можно в любом мало-мальски серьезном магазине фототехники или через Интернет. Также немало умельцев делают подобные аксессуары своими руками. Вот только это долго и слишком трудоемко, в то время как самые простые кольца типа М42 или М39 стоят сущие копейки.

«Изучение полярных сияний»

Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года, спровоцировал в мире определенный филателистический интерес. На глобальную научную акцию дружно откликнулись почтовые ведомства многих десятков государств. Было издано более сотни почтовых марок. Почта СССР отметила МГГ, выпустив две интересные серии.

Пара 40-копеечных почтовых марок СССР 1958 г. «Изучение полярных сияний» из серии «Международный геофизический год», в редкой разновидности с линейной перфорацией, была продана с аукциона за $14 500.

Прочее

Так же среди филателистиских раритетов можно отметить негашеную синюю 10-копеечную марку СССР 1925 года, которая была продана за $18 500, негашеную почтовую марку СССР с портретом Менделеева из выпуска «Ученые нашей Родины», оцениваемую в $11 500, а так же вертикальную беззубцовую сцепку марок СССР 1937 г. номиналом 40 и 50 копеек из серии, выпущенной к столетию со дня смерти Пушкина. Ее цена на аукционе составила $9 500.

Также просим обратить внимание на Ваших любимых Советских актёров на почтовых марках!

Чем он примечателен даже сейчас

Стоит ли покупать советский фотоаппарат Зоркий сегодня? Зависит от того, для каких целей. Если для коллекции, то да. Для фотосессии в роли декорации – наверное, да.

Чтобы более глубоко вникнуть в искусство фотографии – безусловно.

Но если вы планируете сделать Зоркий рабочим фотоаппаратом для ежедневной съемки, то вряд ли он подойдет для этих целей.

Советская фототехника нужна тем, кто уже является фотографом, работающим с «цифрой». В этом смысле пленочный дальномер поможет приблизиться к пониманию самой сути фотографии.

Это как смотреть старые черно-белые фильмы: для кого-то они бессмысленны и банальны, но есть ценители, которые считают их произведением кинематографического искусства.

Зоркий 10

Какие фотоаппараты были тогда в обиходе

Обзор популярных на то время аппаратов начну с одной интересной модели и закончу своим любимцем.

«Любитель» – среднеформатная двухобъективная зеркальная камера. Всего в истории советских фотоаппаратов «двуглазых» было всего три: «Комсомолец», «Нева» и «Любитель», который оказался самым удачным. Выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении с 1950 г.
«Вилия» и «Вилия-авто». Продукция белорусского завода БелОМО с 1973. Не могу сказать, что он чем-то особым отличается, но с него начинается модельный ряд, о котором пойдет разговор далее.
«Силуэт электро» и «Силуэт автомат». Предыдущие были первой и второй моделью, соответственно это третья из семейства «Вилия». Малоформатная шкальная камера с приоритетом диафрагмы, выпускалась на БелОМО с 1976 г.
«Орион ЕЕ» единственный в своем роде, четвертая модель из упомянутого семейства. Малоформатный шкальный аппарат с приоритетом выдержки. Продукция БелОМО с 1978 по 1983 гг.
«Зенит TTL». За период с 1972 по 1979 гг

было выпущено 4 модификации, но обращу ваше внимание именно на эту. Выпускался на КМЗ с 1977 по 1985 гг.

Зачем покупать пленочный фотоаппарат?

Очень коротко: исключительно по приколу.

Никаких объективных необходимостей не существует. Честно.

Цифровая техника давно дает качество снимков лучше пленочной. Про удобство молчу.

Если вы что-то слышали про неповторимую теплоту и мягкость аналоговых снимков в противовес бездушной сухой цифре, то вспомните, что кто-то и звук признает только ламповый и только с винила. У всех свои тараканы.

Атмосфера снимков — это вопрос опыта и таланта фотохудожника. Прироста качества, просто заменив свою цифру на пленочный аппарат, вы не получите. Даже если это будет очень дорогой пленочный аппарат. Показывать свои снимки вы все равно будете в основном в отсканированном виде.

Поэтому, на пленку стоит поснимать исключительно по следующим (или подобным) причинам:— ностальгические воспоминания и желание тряхнуть стариной;— желание получить новый интересный опыт, изучить историю любимого занятия;— хипстерство.

Да, некая мода на пленку действительно имеется. Без ажиотажа, конечно

Но съемка на пленочный фотоаппарат позволит немного обратить на себя внимание окружающих

Где найти покупателя на фотоаппарат из СССР

Так кто же может купить у вас такое устройство? В первую очередь это, конечно любители винтажной техники и коллекционеры антиквариата.

Также фотоаппарат советской эпохи может заинтересовать профессиональных фотографов. Им такие устройства нужны для более интересных уникальных снимков.

В первую очередь стоит разместить объявления о продаже на Авито или Юле. Но здесь вы вряд ли получите максимальную выручку с продажи, особенно, если не знаете реальную цену товара.

Лучше всего подойдут онлайн аукционы, на которых разбирающиеся в теме покупатели в процессе борьбы сами определят достойную стоимость вашего устройства.

Узкая пленка или средний формат?

Вероятно, вы знаете, что современные полнокадровые аппараты, гордо именуемые full frame, размером матрицы соответствуют обычной 35-мм фотопленке. Она же «тип 135», она же «узкая».

Существует пленка шире. Это «тип 120». Ее ширина 61,5 мм. Это называется «средний формат».Специальные среднеформатные аппараты могут формировать на пленке тип 120 кадры разных размеров. 60х45, 60х60, 60х90 мм и т.д. Это зависит от конкретного аппарата.

В принципе, большая физическая площадь кадра позволяет увеличить разрешение снимка при прочих равных. Для цифры это значит, что разрешение (резкость, детализация) растет без снижения физического размера пикселя, т.е. без роста шумов.

Среднеформатные цифровые аппараты существуют, но стоят, реально, как чугунный мост. Поэтому, среднеформатная пленка, это как раз возможность и попробовать и заплатить недорого.

Из этой логики можно выбрать и среднеформатный аппарат, если есть такое желание.

Правда, предупреждаю, чудес не бывает и волшебными ваши снимки только от того, что размер кадра больше — не станут. Зато саму пленку и услуги по проявке / печати будет найти сложнее и дороже.

Поэтому, если вы точно знаете, что хотите попробовать именно средний формат, — отличный выбор. Это интересно.

Если вам просто нужна пленка, лучше начать с узкой.

Чтобы тут закрыть вопрос о среднем формате, рассмотрим и конкретные модели фотоаппаратов.

Сразу оговорюсь, что здесь и далее я перечисляю не все возможные, по моему мнению, варианты, а оптимальные с т.з. цена / результат.

Это делается в первую очередь для тех, кто собирается найти аппарат и купить его. Если у вас что-то уже есть, а я эту модель не упоминаю, это не значит, что я против этой модели. Ваш вариант может быть, например, чуть более редким, чтобы стоило его искать. Но у вас-то он уже есть. И снимать им вполне можно.

Поищите на сайте обзор вашего аппарата или задайте вопрос на форуме.

Итак, чтобы не заплатить много, но максимально всех удивить, возьмите Любитель-166В или Москва-5. Необычный внешний вид, непривычные манипуляции, простые, надежные механизмы, невысокая цена. На фото Любитель-166. Это немного более редкая модель. Вам нужен тот, у которого после “166” есть буква “В” или “У”.

Если требуется сменная оптика, — ваш выбор Киев-60 TTL. Достаточный функционал, неплохая эргономика, доступный парк оптики. Все это будет существенно дешевле, чем импортные решения, но денег стоить все-таки будет.А мы возвращаемся к узкой пленке.

Фотоаппарат Зоркий-4 Технические особенности

Зоркий-4 начали выпускать в 1956 году и с небольшими изменениями этот фотоаппарат выпускался до 1978 года (с учетом модели 4К с курковым взводом затвора).

За все время было выпущено более 2 млн. экземпляров. Зоркий-4 это продолжение фотоаппарата Зоркий-3, главным недостатком которого был очень сложный и ненадежный затвор. Фотоаппарат Зоркий-4 получил новый затвор полностью собственной разработки КМЗ, который отрабатывал выдержки от 1/1000с до 1с. 

Фотокамера стала последней моделью линейки дальномерных фотоаппаратов Зоркий, и является самой совершенной и технически продвинутой. С 1973 года стали выпускать версию фотокамеры с курковым взводом затвора и добавили в название модели букву К.

Фотоаппарат Зоркий-4 выпускался более 20 лет, и его конечно коснулись проблемы характерные именно для советского фотоаппаратостроения. Ранние экземпляры фотокамеры считаются более качественными, все надписи и шкалы нанесены гравировкой. В последствии, надписи стали наносить просто краской. Особенно неприятно, что стиралась в первую очередь шкала выдержек.

К достоинствам фотоаппарата можно смело отнести шикарный большой и светлый видоискатель который имеет масштаб 1:1. 

Вообще. фотоаппарат Зоркий-4 очень удобен для фотосъемки, эргономичен, имеет компактные размеры и вполне актуален и сейчас. 

Много попадается фотоаппаратов с юбилейной символикой — 50 лет Советской власти, 50 лет Октябрь, Фестивальный 

Ранние выпуски фотоаппарата можно определить и по рамке вокруг окошка видоискателя с передней стороны камеры. 

Характеристики

  • Корпус камеры металлический, со съёмной задней стенкой.
  • Видоискатель совмещён с дальномером.
  • Взвод затвора и перемотка плёнки производятся вращением маховичка (заводной головки).
  • Установка выдержки возможна только при взведённом затворе.
  • Приёмная катушка съёмная.
  • Конструкция позволяет использовать как стандартные кассеты, так и двухцилиндровые с раскрывающимся устьем. 
  • Допускает использование сменных объективов с резьбовым соединением M39×1/28,8

Фотоаппарат Зоркий-4 (КМЗ) №5713208 1957 год

Производитель: КМЗ
Год выпуска: 1957
Серийный номер: 5713208
Объектив: Юпитер-8 2/50
Номер объектива: 5846449

Этот фотоаппарат первой модификации — с рамкой вокруг окошка видоискателя.

Фотоаппарат Зоркий-4 (КМЗ) №6610901 1966 год

Производитель: КМЗ
Год выпуска: 1966
Серийный номер: 6610901
Объектив: Юпитер-8 2/50
Номер объектива: 5600418

Надпись на камере нанесена краской. Также, имеет дарственную надпись.

Фотоаппарат Зоркий-4 (КМЗ) №67000897 1967 год

Производитель: КМЗ
Год выпуска: 1967
Серийный номер: 67000897
Объектив: Юпитер-8 2/50
Номер объектива: 6842448

Довольно поздний вариант камеры. Юбилейный — 50 лет Советской власти. Все надписи сделаны краской. Объектив неродной — черный Юпитер-8 в экспортном исполнении.

Фотоаппарат Зоркий-4К (КМЗ) №78907368, 1978 год

Производитель: КМЗ
Год выпуска: 1978
Серийный номер: 78907368
Объектив: Индустар-50 3,5/50
Номер объектива: 7335722

Последняя модификация механической дальномерной камеры Зоркий-4, серийно выпускавшихся до 1978 г. на КМЗ. Механизм взвода затвора стал рычажным, кроме того, на корпусах модели Зоркий-4К отсутствует кронштейн для крепления наплечного ремня.

Плюсы использования ретрооптики на современных камерах

Как видно из предыдущего раздела, подсоединение советской фотооптики к цифровым аппаратам — дело простое. Помимо этого, использование такого оборудования имеет ряд преимуществ:

  • В первую очередь это цена. Так, советские объективы для Nikon и Canon стоят в разы дешевле, чем их современные аналоги.
  • Кроме дешевизны, у оптики отличное стекло, которое позволяет делать очень четкие снимки, которые не деформируются и растягиваются по краям, как это происходит при работе с пластиковыми заменителями.
  • У подобных приспособлений система линз, как правило, проверена годами и позволяет достигать прекрасных результатов.
  • Еще одно преимущество использования советских объективов для Canon, Nikon, Sony и т. п. — это их прочность. Большая часть из них изготовлена из практически неубиваемого металла. Кстати, поэтому они и весят раза в два больше, чем современные их варианты.
  • Помимо этого, такая оптика рассчитана на работу в ручном режиме, а значит колесики и ходовые ее части сделаны максимально удобными и износостойкими.

Детские книги СССР

Сколько стоят книги для детей? Если просмотреть объявления, то цены впечатляют. Прижизненное издание «Что такое хорошо, а что такое плохо?» В. Маяковского за 1925 год продаётся за 350 тысяч рублей. Первое издание «Мойдодыра» Чуковского (1923 год) на одном из аукционов «Литфонда» в 2016 году предлагалось за 80 тысяч рублей.

Но «Мойдодыр» так и не был продан, на Маяковского тоже пока не нашлось покупателя. А вот «Дом, который построил Джек» С. Маршака — первое издание знаменитой книги было продано на аукционе за 100 тысяч рублей. Начальная цена составляла 30 тысяч. Книжка Бориса Пастернака «Карусель» ушла за 300 тысяч, «Радио-сказка» Льва Никулина — за 80 тысяч рублей.

Книги для детей сравнительно недавно стали пользоваться спросом. Ценятся редкие издания до 1940 года выпуска в хорошем состоянии с иллюстрациями, желательно в переплёте. Если это редкое издание, которое выпустили в провинции малым тиражом, то есть смысл хранить его как раритет.

Так, на аукционе «Литфонда» книжечка «Пёсик-золотой носик» (1925 год) писателя Воинова была продана за 32 тысячи рублей. Книга С. Вазы «Китайский теремок» (1925 год) — за 80 тысяч. Ни «Пёсик», ни «Китайский теремок» никогда больше не переиздавались, поэтому они имеют такую стоимость.

Книги для детей выпускались в большом количестве, их и сейчас выставляют на аукционах, но, как правило, половина лотов не продаётся, т. к. нет спроса. Но ценность раритета растёт с каждым годом. И в будущем книжечка для детей возрастёт в цене.

А вот стабильным спросом пользуются буквари и учебники с портретами вождей. Букварь 1937 года может стоить от 15 тысяч рублей, послевоенные с портретами Сталина и Кагановича — от 7-8 тысяч.

6.

«Лимонка»
«Лимонка» — почтовая марка СССР из первого стандартного выпуска, которая была выпущена в 1925 году. В негашёном виде является довольно редкой почтовой маркой СССР. Известно до сотни экземпляров.

При изготовлении марки перфорационный станок пришёл в негодность, в то время как остальные номиналы были напечатаны в полном объёме. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок, не дожидаясь допечатывания 15-копеечной марки. Вследствие того, что тираж «Лимонки» оказался очень малым, а данный выпуск предназначался для отправки в отдалённые регионы СССР, в которых было очень мало филателистов, практически все 15-копеечные марки были использованы по назначению, то есть погашены почтой. Стоимость марки составляет 15-20 тысяч долларов.

1.

«Тифлисская уника»
«Тифлисская марка» — очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) и Коджори в 1857 году. Срок выхода и символика позволяют говорить о «Тифлисской унике» как о первой российской марке.

Номинал — 6 копеек. На рисунке изображён герб Тифлиса, а над ним — двуглавый орёл с опущенными крыльями.

До Первой мировой войны было отыскано всего три экземпляра. 5 октября 2008 года на крупнейшем филателистическом аукционе David Feldman один из трёх известных в мире на тот момент экземпляров «Тифлисской уники», ранее принадлежавший Збигневу Микульскому, был продан за 480 тысяч евро.

По данным с официального сайта Национальной академии филателии России, в мире на данный момент известно всего пять экземпляров уникальной марки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий