Выбор зеркального фотоаппарата для пленочной фотографии

Фотоблог Старая камера. Статьи и обзоры о старых фотоаппаратах, объективах. Выбор зеркального фотоаппарата для пленочной фотографии - статья о выборе пленочного зеркального фотоаппарата в современных условиях

Зенит-12С в работе

Тонкий корпус, самая тонкая зеркалка в мире. Темный видоискатель, органы управления стандартны для всех Зенитов. Выдержки не отличнаются. Отличие в электронной начинке фотоаппарата, и дополнительными разъемами для использования на лафете вместе с объективом Таир-3ФС.

Корпус, качество сборки Зенит-12С

Замок задней крышки спрятан, что исключает несанкционированное открытие крышки в процессе переноски. Рядом с окуляром имеется посадочное место под элемент питания (РЦ-53, или зарубежный аналог, 625-серии). Загрузка пленки происходит под заднюю открывающуюся крышку, замок скрыт.

Управление

Управление экспозицией в фотоаппарате Зенит-12С представлено:

  • Диском-калькулятором выдержек, сопряженным с убирающейся ручкой перемотки пленки и указателем текущих параметров в окне экспонометра;
  • Экспонометром, расположенным в пентапризме и выдающим показания в видоискатель
  • Диском установки выдержкой затвора

Фотоаппарат Зенит-12С — классика, с ручным управлением.

Управление диафрагмой

Ручное. В нижней части корпуса — дополнительный разъем для присоединения шнура от объектива Таир-3С, по которому экспонометрическое устройство соединяется с электроникой диафрагмы, и рассчитывает экспопару.

Визирование через видоискатель

Видоискатель светлее, чем у Зенит-ТТЛ, но темнее других моделей не TTL-зенитов, имеет фокусировочный экран с матовым покрытием и микрорастром. Окуляр видоискателя круглый, имеет выступы по краям, для установки наглазника. Мне показался темным и неудобным в использовании.

Управление выдержкой

На нижней части корпуса продублирована кнопка спуска, с возможностью фиксации выступа винтом в разъеме лафета. Имеет автоспуск, диск выдержек позволяет выставлять скорость шторного затвора, не взводя его. Кнопка спуска совмещена с экспонометром и имеет 2 режима — поворотом вправо (V) фиксируется включение экспонометрического устройства, поворотом влево (T) кнопка спуска фиксируется (для съемки на длительных выдержках).

Затвор фокальный, шторный. Головка выдержек позволяет устанавливать выдержки не взводя затвор, сопряжена с экспонометром.Выдержки стандартные для Зенитов. 1\30, 1\60, 1\125, 1\250, 1\500, имеется автоспуск.

Синхронизация со вспышкой

На корпусе имеется разъем х-синхронизации для ламп-вспышек, поддерживаются вспышки с встроенным, центральным электроконтактом.

Экспонометр и замер экспозиции в Зенит-12С

Фотоаппарат имеет TTL-экспонометр, сопряженный с диском выдержек и диафрагмой объектива Таир-3С (обзор объектива и комплекта фоторужья). Стрелка гальванометра отображается в видоискателе Зенит-12C. Замер экспозиции происходит на открытой диафрагме, при взведенном курке репетира на объективе.

Удобство работы

По моим личным впечатлениям, вне фотоснайпера неудобен. Он тонкий, тяжелый. Аппарат для неспешной съемки и вдумчивого расположения объектов в кадре. Темный видоискатель, охвата которого не хватает, в котором фокусировочный экран, как таковой, только матирован — доставит удовольствие только мазохистам. Взвод затвора сопряжен с протяжкой пленки и происходит с определенным усилием. Спуск жесткий. Зеркало срывается с места, потом также резко падает назад. Прыгающая диафрагма и ее механический привод не добавляет стабильности корпуса при съемке.

Фотоаппарат Зенит-12С

«Зенит-TTL» в начале 1980-х годов подвергся значительной модернизации, аппарат из обзора — скорее всего первые модификации.

  • устранён один из недостатков — «тусклый» видоискатель (путём изменения расположения фоторезисторов и их количества).
  • вместо стрелочной индикации экспонометрического устройства применена светодиодная, соответственно изменена электронная схема аппарата.
  • применён корпус фотоаппарата «Зенит-11\TTL» с дополнительным штативным гнездом, скрытым замком задней стенки.
  • спусковая кнопка и кнопка обратной перемотки плёнки от камеры «Зенит-11\TTL».
  • Модернизированный аппарат получил наименование «Зенит-12сд» Так как индекс «СД» созвучен аббревиатуре нацистской организации, на экспорт этот аппарат поставлялся под другим названием — «Зенит-12хр»

«Зенит-12хр» выпускался в двух вариантах оформления — с латунной штампованной верхней панелью и с пластмассовой. В данном фотоаппарате из комплекта «Фотоснайпер» не было светодиодной индикации экспонометра, она по-прежнему стрелочная.

Зенит ЕТ. Примерные настройки диафрагмы и выдержки для съёмки в хорошо освещённом помещении?

Зависит от плёнки. Есть встроенный экспонометр, см инструкцию УСТАНОВКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПЛЕНКИ

На шкале чувствительности пленки нанесены значения 16, 32, 65, 130, 250, 500, предписывающие чувствительность пленки в ед. ГОСТ-ASA, кроме того под цифрой 32 нанесены 2 точки: левая точка подходит пленке чувствительностью 25 ед. ГОСТ-ASA, правая — 32 ед. ГОСТ-ASA. На другой стороне шкалы нанесены значения 13, 16, 19, 22, 25, 28, предписывающие чувствительность пленки в градусах DIN. Значения шкалы чувствительности пленки заметны в радиальных окошках шкалы диафрагм, имеющих установочный индекс. Чтоб установить чувствительность пленки (к примеру, 65 ед. ГОСТ-ASA), нужно будет повернуть шкалу диафрагм до совпадения установочного индекса с дроблением 65. Аналогично выполняется установка чувствительности пленки в градусах DIN. Сравнительная таблица единиц чувствительности пленки ГОСТ-ASA и DIN ГОСТ-ASA 16 20 25 32 40 50 65 80 Сто 130 160 200 250 320 Четыресто 500 DIN 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Отошлите фотоаппарат на снимаемый объект. Поворотом шкалы выдержек совместите стрелку калькулятора со стрелкой датчика экспонометрического приспособления. По шкалам определите ряд выдержек и диафрагм. При каждый композиции выходит негатив обычной плотности. Числа на шкале выдержек от 500 до 2 означают величины выдержек в частях секунды. От 1 до 30 — целые секунды. Числа шкалы выдержек калькулятора подходят цифрам шкалы выдержек затвора. Подобранные исходя из снимаемого сюжета величины выдержки и подходящей ей диафрагмы надо установить в соответствии с этим камерой и объективе. Разрешим, собственно на шкале выдержек цифра 125 совместилась с цифрой 5,6 шкалы диафрагм. Означает, при диафрагме 5,6 надо установить выдержку 1/125 с; при диафрагме 4 — 1/250 с; при диафрагме 8 — 1/60 с и так далее При надобности по подобранной выдержке можнож установить требуемое для съемки значение диафрагмы. В случае несовмещения штрихов шкал до половины промежутка кольцо диафрагмы объектива ставится в промежуточное фиксированное положение меж подходящими значениями шкалы диафрагм. Наиболее надо остановиться на вариантах быстро неоднородной освещенности кадра: а) главный объект съемки освещен менее фона. Данное обыкновенно встречается при съемках против света в перспективе освещенных солнцем снега, неба, воды. В такой ситуации для получения верной экспозиции при съемке главного (темного) объекта необходимо открыть диафрагму на 1—2 дробления в сравнении с свидетельством экспонометра агрегата;

ну диафрагма примерно 2-2,8-4-5,6 выдержка 1/30-1/60 ISO по ситуации 200-400-800

Ваш вопрос не имеет смысла. Что такое хорошо освещенное помещение.

Источник

Почему до сих пор его покупают и даже снимают на него?

Фотоаппараты Зенит сегодня можно найти разве что на бесплатных онлайн-досках объявлений или в комиссионных магазинах. Их до сих пор покупают, а некоторые даже пробуют фотографировать, обрекая себя на мучительный поиск мастерских для проявления пленки и печати фотографий, которых практически не осталось.

Интересуются фотоаппаратом Зенит либо коллекционеры, либо профессиональные фотографы, посвятившие всю жизнь искусству фотографии. Для последних ценность старых советских зеркалок очевидна и обоснована. Фото, сделанные на пленочный Зенит, да еще и умелым фотографом, объемны, насыщенны и атмосферны. Каждая фотография – настоящая картина.

Фото, сделанное на фотокамеру Зенит Е

Пример фотографии, сделанной аппаратом Зенит ЕТ

Как фотографирует Зенит TTL

Конечно, использовать лишь советские зеркалки в современных реалиях невозможно. Представьте свадебного фотографа с Зенитом в руках и большой сумкой с пленкой. Выглядит нелепо. Но если рассматривать Зенит в роли дополнительного аппарата для съемки, – некоего эксклюзива, – то это все меняет. Такого фотографа уже можно называть художником.

Основные характеристики

Классическая конструкция устройства сделана из алюминиевого корпуса, в котором снимается нижняя крышка. В некоторых моделях в корпусе есть место для аккумулятора. Использование алюминиевого сплава обеспечивает надежность агрегата, его прочность и устойчивость к механическим повреждениям. В таких камерах используется 35-милимметровая пленка. Размер кадра 24х36 мм, можно использовать двухцилиндровые кассеты. Пленка перематывается при помощи головки, счетчик кадров устанавливается вручную.

Механический затвор имеет выдержку от 1/25 до 1/500 с. Объектив можно закрепить на штативе, поскольку для него имеется резьбовое соединение. Фокусировочный экран сделан из матового стекла, пентапризма не снимается. С развитием технологий и ростом спроса на технику КМЗ конструкция аппарата претерпела ряд изменений, включая не только технические дополнения, но и дизайн. Несмотря на разнообразие моделей, все «Зениты» поддерживают один тип пленки. Есть возможность использовать совместимые с ними объективы. Многие устройства оборудованы фокальным затвором.

Главной определяющей характеристикой, которая принесла успех фотоаппаратам «Зенит», стали штатные объективы «Гелиос-44». Они обладают отменной надежностью и качеством. Можно с уверенностью сказать, что объектив универсальный, поэтому может снимать пейзажи, макро, портреты, и т. д. У моделей есть дополнительный аксессуар – чехол с ремнем, который надёжно защищает устройство от неблагоприятных условий и механических повреждений.

Устройства, выпущенные даже пятьдесят лет назад, можно использовать и сегодня, если они бережно эксплуатировались. Поэтому имеет смысл изучить разновидности моделей бренда, их особенности и характеристики, чтобы найти для себя отменный пленочный фотоаппарат.

Шкальные фотоаппараты

Современные чувствительные пленки позволят «прижать» диафрагму, и вполне комфортно наводить фокус на глаз, пользуясь широкой ГРИП.

Еще, современная пленка подразумевает обратную перемотку, значит, нужна камера с такой функцией

Обратите внимание, если рассматриваете совсем старые аппараты

Рекомендую посмотреть Смена-8М или Смена-35. Можете взять ЛОМО Компакт-Автомат. Этот аппарат родоначальник Ломографии. Легенда, можно сказать. Совсем несложно лично приобщиться к этому виду искусства.

Однако, снимая классическим школьником, вы можете столкнуться с одним интересным затруднением. Сейчас все привыкли снимать на сотовый телефон. Камера телефона дает очень широкий угол охвата. В эквиваленте 35 мм фотопленки камеры телефонов имеют ФР ~28 мм. Это соответствует категории широкоугольных объективов.

Широкий угол дает специфические искажения, которые, на самом деле, очень заметны на телефонных снимках, но все привыкли и не обращают на них внимание. Зато, в широкий угол умещается все, что нужно

Цитирую спецификации к современному телефону, у которого есть 3 камеры с объективами, дающими разные углы:

— Основной объектив на 12 МП, f/1.8 и 27 мм;— Телефотообъектив на 8 МП, f/2.4 и 52 мм (2Х оптическое увеличение);— Широкоугольный объектив на 16 МП, f/2.2 и 17 мм.

Чувствуете, эквивалент 52 мм, это, оказывается, телефото!

Это я к чему? Это я к тому, что все привыкли к широкому углу. Широкий угол это удобно.

А объектив среднестатистического шкальника имеет ФР ~40 мм. Это ближе к нормальному объективу. И для стандартных сюжетов, снимаемых телефоном, угол охвата вашего шкальника будет казаться слишком узким.

Нужно будет немного привыкнуть. Или выбирать аппарат со сменной оптикой.

Кстати, у ЛОМО Компакт-Автомат фокусное расстояние объектива 32 мм. Объектив широкоугольный. Но аппарат уже ближе к мыльницам, чем к классике. Выбирать вам, в общем. Почитайте обзоры.

Какие диафрагмы реально нужны?

Светосильная оптика всегда (и сейчас тоже) считалась более высокоуровневой. На сколько светосильный объектив нам реально нужен? При всей дешевизне советской фототехники, за светосильную оптику придется заплатить денег, т.к. она и сейчас пользуется спросом.

Давайте разберемся спокойно и без фанатизма.

Зачем нужны светосильные объективы?

Во-первых, и в-главных, для того, чтобы снимать в условиях недостаточной освещенности. Вся советская светосильная оптика делалась именно для этого.

Во-вторых, на максимально открытой диафрагме можно сильно размыть задний фон при портретной съемке. Это уже, скорее, современная практика применения. Нет, эффект размытия использовали всегда, но ажиотажа такого вокруг этого не было. Сейчас-то даже телефоны программным путем учат задний фон размывать.

Какие недостатки у открытой диафрагмы?

Во-первых, это очень узкая глубина резкости, которая в особо экстремальных случаях достигает буквально нескольких сантиметров. В результате, если модель стоит в пол-оборота, то в РИП невозможно уместить даже оба глаза одновременно.

Микроскопический сдвиг фокуса, и резкость уже на носу, а не на глазу.

Во-вторых, любой объектив на максимально открытой диафрагме дает кортику менее резкую и контрастную, чем он же, но на прикрытой.

Далее.

Я не советую приобретать первый опыт съемки на пленку при недостаточном освещении. Просто фотографируйте днем. Пасмурный день тоже отлично сойдет. Днем на улице полно сюжетов.

Современная пленка на 100-200 единиц ISO снимет днем на улице все вопросы по достаточности света.

В этой логике стоит, наоборот, «прижать» диафрагму до f5.6, например и повысить ГРИП, детализацию и контраст.

О размытии. Диафрагма f2, которая есть у большинства штатных объективов дальномерных и зеркальных аппаратов — это вполне себе даже светосильно. Это значение позволит очень сильно размыть задний фон.

Кстати, про размытие заднего фона (боке) у меня есть отдельная большая статья. Рекомендую.

Нужно также понимать, что если вы снимаете через светосильный объектив и используете прикрытую диафрагму, то в этот самый момент вы не получаете ровно никаких преимуществ от того, что объектив светосильный.

Есть один момент, чтобы уж совсем строго к вопросу подходить. На зеркалке можно снимать с прикрытой диафрагмой, но наводить фокус на открытой. Это облегчит фокусировку в полумраке, когда реально плохо видно объект в видоискатель и сложно наводить фокус.

В этом случае, действительно, светосильный объектив тоже будет иметь преимущество. Но разницы между «бесплатной» f2 и f1.5-f1.7, за которую уже придется основательно доплатить — вы глазом точно не заметите.

Вывод.

Большинство советских зеркалок комплектуются объективом Гелиос-44Х 2/58. Большинство дальномеров комплектуется Юпитер-8 2/50.

Диафрагмы f2 вам более чем достаточно!

Чуть реже и зеркалки и дальномеры могут быть укомплектованы объективом Индустар-50 3,5/50.В случае зеркалки я бы предложил найти все-таки с Гелиосом, а для дальномера f3.5 — тоже нормально.

И, наконец, для шкальника f4 — тоже отличный вариант.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HOSTBOARD.RU
Добавить комментарий